Напомним, согласно закону, образовательное учреждение вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных образовательных услуг, а также добровольных пожертвований и целевых взносов физических или юридических лиц. В ведомстве отмечают, что основной довод тех, кто считает, что родители должны помогать образовательному учреждению «добровольно», основывается на требованиях федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Согласно статье 2 данного закона, благотворительная деятельность осуществляется в целях содействия деятельности в сфере образования, но при этом статьей 4 определено, что граждане и юридические лица вправе осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей.
«Как раз принцип добровольности и свободы выбора целей благотворительной деятельности стараются не замечать сторонники «добровольной помощи». Поступающие в органы прокуратуры республики обращения граждан и анализ практики прокурорского надзора свидетельствуют о ненадлежащем финансировании органами местного самоуправления и образовательными учреждениями мероприятий в части содержания зданий и сооружений, обустройства прилегающих к ним территорий, материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудования помещений в соответствии с предъявляемыми требованиями. В этой связи образовательные учреждения и родительские комитеты, принимая неправомерные решения об оказании родителями и иными законными представителями «спонсорской помощи», предоставленным правом злоупотребляют. В результате этого добровольные пожертвования превращаются в принудительный сбор денежных средств», — констатируют в прокуратуре Чувашии.
В ведомстве отмечают, что в детсадах и школах, расположенных в крупных городах и районах республики, выявлено множество случаев незаконного привлечения средств родителей «под видом добровольных пожертвований и благотворительной деятельности на текущие нужды» — в частности, на ремонт классных помещений, охрану образовательных организаций, приобретение мебели, учебных принадлежностей, установку окон и на другие материальные ценности, которые должны финансироваться из бюджета. Данные факты «негативным образом сказываются на состоянии законности в сфере обеспечения бесплатности дошкольного и общего образования», что гарантировано Конституцией РФ.
В прокуратуре отмечают, что вопреки требованиям закона об образовании, ряд учреждений делегировали право привлечения дополнительных средств родительским комитетам, собраниям и попечительским советам. Такие факты выявлены в детсадах и школах Алатыря, Чебоксар, Аликовского, Батыревского, Вурнарского, Порецкого, Канашского, Козловского, Красночетайского, Моргаушского, Цивильского и Яльчикского районов.
«Родительские комитеты, реализовывая именно таким способом незаконные полномочия, собирают с родителей денежные средства на нужды образовательных учреждений… Устанавливается фиксированная сумма, подлежащая сбору с каждого родителя, которая несоразмерна доходам и материальному положению семьи, не отвечает критериям благотворительной деятельности и добровольности пожертвований. При этом денежные средства на счет образовательного учреждения в ряде случаев не зачисляются и не приходуются», — подчёркивают в прокуратуре.
К примеру, по данным ведомства, в МБОУ «СОШ № 50» в Чебоксарах выявлены факты сбора «на основании решения родительского собрания с каждого родителя обучающегося одного из классов фиксированной суммы (2 000 рублей) на замену окон», при этом полученные средства на расчетный счет школы не перечислялись, а передавались члену родительского комитета. В адрес директора школы внесено представление, по результатам рассмотрения которого денежные средства возвращены родителям.
Прокуратурами Калининского, Московского районов Чебоксар и Цивильского района в деятельности ряда общеобразовательных учреждений выявлены факты сбора средств с родителей на оплату услуг охраны и официантки. К примеру, в МБОУ «СОШ №45» в Чебоксарах установлены случаи сбора средств с родителей обучающихся на оплату услуг официантки, принятой неофициально на эту должность, говорится в релизе. Денежные средства передавались официантке по расписке. В отношении заведующей производством комбината школьного питания возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.1 КоАП РФ (самоуправство), ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), ст. 6.6 КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения). В адрес директора школы представление, по результатам рассмотрения которых нарушения законов устранены, виновные лица привлечены к административной и дисциплинарной ответственности
Нарушения требований законодательства, регламентирующего вопросы получения, учета и использования пожертвований в образовательных учреждениях также вскрыты прокуратурами Батыревского, Ибресинского, Моргаушского, Чебоксарского, Янтиковского, Яльчикского районов, Шумерлинским межрайонным прокурором.
«Результаты надзорных мероприятий свидетельствуют о том, что фактически на родителей обучающихся дошкольных и общеобразовательных учреждений возлагается обязанность по частичному финансированию содержания и ремонту зданий, материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса, тем самым нарушается принцип бесплатности образования. Кроме того, прием у родителей обучающихся денежных средств в бесконтрольном порядке создает благоприятную почву для злоупотребления со стороны лиц, которым вверены денежные средства», — делают вывод в надзорном ведомстве.
Всего по результатам проверок исполнения требований законодательства, регламентирующего вопросы получения, учета и использования средств в виде пожертвований в образовательных учреждениях за 2015−2016 годы выявлено 267 нарушений (за 2015 год — 101), в целях устранения которых принесено 134 протеста (за 2015 год — 34), внесено 47 (за 2015 год — 30) представлений, по итогам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено 19 (за 2015 год — 26) должностных лиц, по инициативе прокуроров к административной ответственности привлечено 4 должностных лица.