Еще до занятий мальчишки и девчонки, усевшись за парты, разглядывали свои красочные рисунки. В подготовительном отделении учатся детсадовцы и младшеклассники. «Проходим лепку, прикладное творчество, рисуем гуашью, акварелью, цветными мелками, фломастерами, простыми и акварельными карандашами», — рассказали воспитанники Чебоксарской детской художественной школы искусств.
Дети стараются не опаздывать на любимые уроки. «В работе с малышами важна эмоциональная связь», — говорит Земфира Загидуллина. Преподаватель подготовительного и отделения раннего развития детей умеет с первого дня заинтересовать каждого ученика: «Сначала мы знакомимся с цветами, красками, пробуем их смешивать. Потом изучаем предметное рисование. Чтобы изобразить предмет, нужно передать его форму, детали, соотношение частей». На начальном уровне задача учителя — помочь ребенку реализовать собственный творческий потенциал. А станет ли малыш в будущем художником, решать, конечно, ему.
В творческих кабинетах нет пустых полок, все заставлено работами учеников. Стены украшают картины выпускников и их наставников. Плоскостные и объемные фигуры сделаны из дерева, глины, бумаги, ткани, стекла. Преподаватели заботятся о том, чтобы воспитанники освоили все техники. В минувшем году юные художники мастерили свистульки в виде петушков, а нынче изготовили собак — символ 2018 года. К 45-летию школы, которое отметили в декабре, мальчишки и девчонки слепили знак «Птица-палитра». Чтобы изделия из глины стали прочными, их обжигают в специальной печи.
В другом кабинете девочки постарше рисовали с натуры комнатный цветок. Держа карандаш вертикально в вытянутой руке, школьницы измеряли пропорции объекта. «У тебя уже большой, смотри, горшок должен поместиться три раза, — обратилась к соседке по парте 10-летняя Саша. — Сегодня изучаем линейный рисунок, вспоминаем линии, пятно, штрих. Строим без линейки и стараемся меньше использовать ластик». Ученицы школы № 64 Саша и Алина мечтают научиться рисовать портреты. Этой теме будет посвящено одно из следующих занятий в художественной школе искусств.
Во всех классах стоят учебные столы и мольберты. Пятиклассница школы № 50 Дарья изобразила бидон цилиндрической формы и яблоко на светлом цветном фоне. «Художник все время в поиске. Нельзя останавливаться даже на день», — считает 11-летняя девочка. В ее личном альбоме около тысячи работ, и, кстати, он постоянно пополняется.
Уроки по натюрморту начинаются с композиции, с подбора и расстановки предметов — в основном это экспонаты из школьного музея. Чтобы точно, в деталях, изобразить, например, интерьер чувашской избы, необходимо знать, как жили наши предки. На экскурсиях ребятам рассказывают про внутреннюю планировку домов, чем отличаются костюмы верховых, низовых и средненизовых чувашей. Долгими зимними вечерами мужчины занимались резьбой по дереву, плели лапти, а женщины вышивали, пряли, ткали. Наряду с артефактами прошлых столетий в музее хранятся дипломные работы выпускников художественной школы искусств. Представленная экспозиция знакомит детей с историей родного края, ко многим предметам можно прикоснуться.
В классе компьютерной графики юные дарования создают рисунки на мониторе, обрабатывают свои фотографии. В несколько кликов ребята могут оказаться, скажем, в виртуальном Париже. Вместе с преподавателем воспитанники создали 20-минутный мультфильм, посвященный 40-летию Московского района и рассказывающий о его достопримечательностях. Работала большая команда старшеклассников: одни искали музыку, другие озвучивали героев, третьи создавали картинки. «У нас не просто досуговый, а образовательный центр с предпрофессиональной подготовкой. Компьютерный дизайн сегодня активно развивается. Это престижная профессия будущего, требуются художники-иллюстраторы, граффисты», — отметила директор Татьяна Маркова.
С большим энтузиазмом в художественной школе искусств осваивают самые разные виды творчества: валяние кукол из шерсти, роспись старинных чемоданов, поделки в технике бумагопластики. Здесь каждый находит занятие по душе.