Уроженец Шадринска Курганской области, выпускник Саратовского автодорожного института, активный участник становления строительного комплекса Чувашии, Евгений Алексеевич помнит в подробностях многие интересные вехи. Начинал мастером УНР-32 «Чувашспецстроя» и в 26 лет руководил строительством дороги на «Химпром». Свой главный принцип — командную работу — внедрял на всех этапах, и такая тактика себя оправдывала. Вокруг кипел строительный бум: возводился «Химпром», собирал со всей России инженерно-технические кадры «Промтрактор», перегораживала Волгу Чебоксарская ГЭС, давая киловатт-часы производствам, жилым районам, вузам и детсадам.
Жилье в те времена строилось срочными темпами — новым производствам требовались рабочие руки, и привлечь нужно было как можно больше опытных сотрудников. Как заманить молодежь из других городов? Предоставить хорошую квартиру, перспективу карьеры, обеспечить семейных детсадами и школами.
— Строили из кирпича — не хватало темпов, научились панельному строительству, затем монолитному, — отмечает Евгений Алексеевич. — Численность населения города выросла впятеро, жилая площадь — в 10 раз. В 1965 году на одного жителя Чебоксар приходилось 6,4 кв. м жилья, в 1988-м — уже 12, сейчас порядка 24 кв. м. Домостроительный комбинат запустили, чтобы быстро возводить не бараки, а максимально комфортное жилье. СУОР, несмотря на отсутствие месторождений камня на территории республики, выдавал обработанные мраморные и гранитные плиты. Сейчас театр оперы и балета — наша гордость, а каких трудов и нервов стоило наладить доставку камня и запустить производство!
Должность главного инженера в тресте «Спецстроймеханизация» ему предложили в 1968 году; управляющего стройтрестом № 2 — в 1971-м, заместителя начальника Чувашского территориального управления строительства — в 1972-м. Начальником Чувашского территориального управления строительства Минстроя СССР он стал в год проведения московской Олимпиады, а в 1986 году — руководителем «Главчувашстроя». В те годы Евгений Тертышный приобрел навык комплексного планирования и учета всех «побочных» последствий каждого решения. А еще — привычку оглашать идеи: даже восприняв озвученное предложение поначалу как бредовое, коллеги принимаются обдумывать его со всех сторон и часто обнаруживают множество аргументов «за». В итоге это помогает внедрить новшество в жизнь.
— Еще при строительстве «Промтрактора» город стали воспринимать как «приближающийся к 750-тысячному населению» и соответственно снабжать, планировать градостроение и обустраивать, — переходит к нынешним реалиям Евгений Тертышный. — Конечно, многое сейчас пересматривается в сторону улучшения комфорта горожан. Уходят в прошлое «спальные» районы, сменяясь поквартальным планированием; разочаровали модные еще совсем недавно многоэтажные развязки, превращающие улицы в скоростные магистрали и заставляющие машины «наматывать» бесконечные километры, главной фигурой в городах назван пешеход. Чебоксарская набережная профинансирована и активно строится в рамках федеральной программы развития общественных пространств. Реализуются программы «Безопасные и качественные дороги», по переселению из ветхого и аварийного жилья. И очень важно своевременно провести обсуждения и сделать проекты по ключевым городским проблемам. Более 400 строительных нормативов намерен пересмотреть к 2019 году Минстрой России. А Чебоксары не раз выигрывали время и деньги, предлагая себя в качестве пилотной площадки. Такая репутация дорогого стоит — многие российские города упускают эту возможность и годами не в состоянии решить возникающие вопросы лишь потому, что недооценивают предпроектное обсуждение, экономят на проектировании, «пролетая» мимо финансирования.
Свое видение проблем и их решений Евгений Алексеевич представляет на Совет старейшин, вниманию депутатов Горсобрания и в Минстрой Чувашии. Его энергии и энциклопедичности образования, реальному строительному опыту (55 лет!) можно только позавидовать.
— Всегда были, есть и будут ограничения, сопротивление всему непривычному и новому, недостаток денег, времени и единомышленников, — считает 83-летний кавалер орденов Трудового Красного Знамени и «Знак Почета». — Но сегодня строители возводят новые здания не как век назад. Теперь они строят целые города и мыслят иначе.