Транспортная реформа в регионах с ножом у горла: компромиссов нет

Фото: regnum.ru
Как регионы пытаются реформировать маршрутную сеть, реанимируя муниципальный транспорт и вытесняя частников 8 Дарья Антонова © ИА REGNUM Водители маршруток    

Бурная автомобилизация и стремительное развитие городов в России привели к системным транспортным проблемам, с которыми сегодня сталкиваются все мегаполисы и столичные центры. Городские улицы буквально кишат транспортом: по официальным данным ГИБДД, в России за последние десять лет число автотранспорта выросло более чем на 65%, в среднем автопарк прирастает на 1,5 млн единиц. Процесс автомобилизации продолжится, и если не решать проблему, то не пройдёт и 10 лет, как города банально встанут в пробках. С другой стороны, власти столкнулись с тяжёлым транспортным наследием. В постсоветский период города без боя взяли маршрутки: этому способствовала деградация общественного транспорта, безденежье, управленческий хаос. Государственные и муниципальные предприятия агрессивно заменяли частники. Последние за эти годы настолько уверовали в свою незаменимость и независимость, что продолжают диктовать власти и пассажирам свои условия и любыми способами прогибать их под себя. А любые попытки городских властей упорядочить движение и перекроить схему перевозок под интересы пассажиров и в целом муниципалитета приводят к войнам и саботажу. Идёт битва за многомиллиардный бизнес, где царствует наличный оборот, а это значит, что реальные объёмы транспортного рынка неизвестны и их сложно проконтролировать. Более того, за этим бизнесом часто стоят сами чиновники — начиная от отраслевых и заканчивая силовиками. Между тем положительные примеры решения данной проблемы существуют — когда есть политическая воля и прямое вмешательство первых лиц, всё получается, передаёт корреспондент ИА  REGNUM .

Сегодня регионы столкнулись с транспортным кризисом. В советское время не было возможности приобретать личные машины, и транспортная система была заточена только на общественный транспорт, связывая в единую схему троллейбусы, трамваи, автобусы. Отрасль поддерживалась государством, что позволяло содержать в том числе нерентабельные, но социально значимые направления. В 1990-ые годы грянул кризис, и регионы повально стали переживать транспортный коллапс — в результате на рынок были запущены частники, ставшие собирать сливки как с обкатанных маршрутов, так и вновь создаваемых.

Тогда они выглядели спасением.

Сегодня власти вынуждены вести с ними битву и обрубать щупальца. В мэриях обращают внимание не только на опасное для жизни поведение водителей маршруток, салоны которых зачастую переполнены и при этом они устраивают ралли на дорогах, подрезая на городских улицах другие машины. Они же являются и лидерами по числу нарушений правил дорожного движения среди другого общественного транспорта.

В регионах продолжаются так называемые «шофёрские войны», при этом доходит до поножовщины. К примеру, в сентябре 2017 года в Перми водители рейсовых автобусов не поделили пассажиров: один из них в перерыве между рейсами приставил к горлу конкурента нож и предупредил, что прирежет, если будет «забирать моих пассажиров». В 2017 году в Екатеринбурге водитель маршрутки устроил разборки с водителем и кондуктором другого маршрутного такси: он забежал в салон с ножом и стал разбираться с водителем. Причиной тому стало то, что его якобы подрезали. В Омской области водитель получал регулярно угрозы от конкурентов за то, что возил бесплатно пассажиров.

Кроме того, на рынке пассажирских перевозок плата в подавляющем случае идёт за наличный расчёт, что осложняет контроль за доходами, а значит — налоговыми поступлениями в бюджет. Усугубляет ситуацию предбанкротное состояние муниципальных и государственных перевозчиков, которые не выдерживают конкуренцию с частниками и уходят в финансовый аут.

Кладбище троллейбусов

Больше всего пострадали троллейбусы, который являются самым экологичным, безопасным и экономичным видом транспорта, что делает его доступным для самых бедных слоев населения. Но в то же время, и самым медленным, что зачастую нивелирует все его преимущества в новых условиях: когда время дороже денег.

7 Дарья Антонова © ИА REGNUM Троллейбусы

От троллейбусов планируют отказаться в Москве. Для использования на городских маршрутах с 2021 года предусматривается приобретение исключительно электробусов. Конкурс на поставку электробусов объявят до конца 2017 года. При этом объявлено о сохранении в городе трамваев.

 
По теме
 
По Чебоксарам прокатился гибридный троллейбус «без рогов» - Интернет-газета Мой город Чебоксары Окончательное решение о закупке таких троллейбусов будут принимать республиканские и городские власти 17 августа в Чебоксарах прошел обкатку современный троллейбус на автономном ходу.
18.08.2017
Минздрав Чувашии бьет тревогу: за пять месяцев этого года в республике погибли 42 ребенка, из них 24 — в возрасте до 1 года.
18.07.2018 Газета Грани
Недельный дайджест - Чувашский Национальный музей 25 июля , 11.00; 14.00 Мастер-класс «Синьор-помидор» (Чувашский национальный музей) 25 июля ,
20.07.2018 Чувашский Национальный музей
Россия отметила 90-летие со дня рождения великого писателя-мариниста Валентина Пикуля.
19.07.2018 Газета Чебоксарские новости
27 июля 2018 г. в Чувашском государственном театре оперы и балета пройдет Межрегиональный фестиваль кулинарного искусства «Гостеприимная Чувашия», приуроченный к празднованию Дню работника торговли.
20.07.2018 Газета Сельская Жизнь
Завтра, 19 июня в 18.30, на сцене Чувашского академического драматического театра им.
18.07.2018 Газета Республика
Культурная афиша мероприятий на 21-22 июля! - Администрация г. Чебоксары Оригинал   Культурная афиша города Чебоксары 21 и 22 июля 2018 г.   Дата Время/Место Мероприятие 21 июля 12.00 Чебоксарский городской детский парк им.
20.07.2018 Администрация г. Чебоксары
Сегодня в администрации Чебоксарского района старт командно-штабной тренировке на территории муниципалитета дал заместитель начальника ГУ МЧС РФ по Чувашии (по антикризисному управлению) Андрей Саенко.
19.07.2018 Газета Таван Ен
Прокурор Чувашской Республики Василий Пословский принял участие в расширенном заседании коллегии МВД по Чувашской Республике - Прокуратура Сегодня, 20 июля 2018 года, прокурор Чувашской Республики Василий Пословский принял участие в расширенном заседании коллегии МВД по Чувашской Республике под председательством министра внутренних дел Чувашской Республики
20.07.2018 Прокуратура
1 - Знамя Труда 20 июля Госавтоинспекция Чувашии получила 12 новых автомобилей. В торжественной церемонии вручения ключей, которая прошла на площадке возле здания МВД в Чебоксарах,
20.07.2018 Знамя Труда
Оригинал С 23 июля по 1 августа т.г. филиал «Марий Эл и Чувашии» Т Плюс проведет плановые ремонтные работы на тепловых сетях в Новоюжном районе г. Чебоксары.
20.07.2018 Администрация г. Чебоксары