Министр образования и науки РФ Ольга Васильева после своего назначения в августе прошлого года высказалась по многим ключевым направлениям сферы образования. Не обошла стороной и тему трудового воспитания в школах.
В ноябре 2016 года “Грани” организовали в стенах редакции круглый стол “Как не вырастить белоручку?”. Свои советы по этой теме дали представители общественности, управления образования, Центра мониторинга образования Новочебоксарска. Собравшиеся тогда пришли к выводу, что очень важен родительский пример и отношение самих пап и мам к трудовому воспитанию несовершеннолетних.
К примеру, сейчас согласно Закону “Об образовании в РФ” родители учеников должны дать согласие на привлечение их ребенка к общественно полезному труду. Только в этом случае детей могут попросить помыть доску, парты (обычно в конце четверти), принять участие в субботнике.
Выходит, без сотрудничества школы и семьи ни о каком трудовом воспитании в школе не может идти и речи. Тогда чему учат на уроках труда (теперь это предмет “технология”) в современной школе? Мы решили это выяснить.
Уроки технологии
Кабинет домоводства в старейшей (из действующих) в Новочебоксарске школе № 2 недавно переехал на третий этаж, под него отвели более просторное помещение. Некоторым диссонансом на фоне свежеокрашенных стен, нового линолеума, мебели и пластиковых окон смотрятся пять старых разномастных швейных машинок. “Все исправны”, — заверила директор школы Людмила Охотникова.
Машинки эти попали в школу разными путями, одну, например, не стали выбрасывать, а принесли в учебное заведение жители микрорайона, другую подарили школе на 45-летие. Электрическую плиту передала выпускница второй, ныне предприниматель, после закрытия своего предприятия общественного питания.
Примечательно, что воспитанницы педагога второй школы Марины Тетериной ежегодно побеждают на олимпиадах по предмету “технология”. В этом году девятиклассница Лиза Самойлова заняла первое место на муниципальном этапе (республиканский пройдет в начале следующего года), в прошлом году ученицы М.Тетериной стали призерами республиканской олимпиады.
“В нашем микрорайоне много домов секционного типа, с общей кухней. Условия, сами понимаете, не самые лучшие. Поэтому в школе мы хотим обеспечить всем по максимуму. Уверена, что навыки шитья и кулинарии пригодятся нашим ученицам, на то и направлен предмет “технология”, — поделилась Людмила Охотникова. — Ну а мальчики должны знать, с какой стороны браться за инструменты и как ими пользоваться. Столярный класс полностью исправен, слесарный пока на ремонте, но будет вскоре введен в эксплуатацию”.
“Как и другие школы Новочебоксарска, в 2012 году мы получили комплект столярных верстаков, три учебных станка для класса технологии в рамках федеральной программы по модернизации системы образования, — пояснил директор школы № 16 Игорь Пайков, демонстрируя оборудование. — Тогда же класс для девочек пополнился кухонным комбайном, оверлоком, микроволновой печью, новым холодильником. Швейные машинки (10 штук) с ножным приводом и две электрические плиты держатся в рабочем состоянии с основания школы (в следующем году 16-й исполнится 30 лет).
В школьном расписании в 5-7 классах значатся два урока технологии в неделю, в 8 классах — один. В 9 классах на смену технологии приходит профориентация, с ребятами один урок в неделю занимается психолог”.
Достаточно ли этого? Александр Осокин, директор школы № 19: “Задача уроков технологии — сформировать у мальчиков и девочек умения, которые им понадобятся в обычной жизни. Существующих рамок преподавания предмета, считаю, недостаточно. Поэтому в нашей школе уроки технологии есть в расписании даже 10 и 11 классов. В конце обучения девочки устраивают творческий вечер, на котором демонстрируют собственные достижения: наряды, шитье, рукоделие.
Недавно мы провели Интернет в мастерские, чтобы ребята могли смоделировать изделие, а потом воплотить его в реальность на станке. Пока только мечтаем об оснащении мастерских современным оборудованием, например, 3D-принтером”.
Вместо послесловия
Очистить школьный двор деревянными лопатами от снега, а потом пойти смоделировать на компьютере робота и изготовить его на 3D-принтере... Вырастить на приусадебном участке цветы и сшить своими руками красивое платье, а потом выступить в нем на научной конференции со своей компьютерной программой... И то и другое необходимо для гармоничного развития личности ученика. Но как их совместить в рамках одного предмета “технология”? Очевидно, что нужны перемены. Значит, слово за Минобрнауки России.
***
Без трудолюбия, без навыков трудиться мы не можем жить. Леность — основа порока. С этого года (2016‑го. — Прим. ред.) методические рекомендации по трудовой деятельности будут разработаны. Со следующего года будут потихоньку вводиться. При этом сельские школы должны сами организовать учащимся обучение основам аграрного производства.
Ольга Васильева, министр образования и науки РФ