Завершена самая трудоемкая часть процесса—подготовительная. Со стены вручную были удалены все загрязнения, снят слой копоти, излишки воскоканифоли. Результат кропотливой работы оказался впечатляющим. «Здесь изображены сцены, прославляющие Христа: вход в Иерусалим, шествие на Голгофу,—рассказывает художник-реставратор из Москвы Кирилл Филатов.—Ближе к алтарю находятся два крупных изображения крестителей Константина и Владимира. Очень хорошо раскрылись пятый Вселенский собор, образы святителя Николая и Иоанна Богослова».
Художники возьмутся за кисточки, едва затвердеет реставрационный грунт. «Наша задача—нейтральная тонировка. Я, например, знаю, как должна пойти та или иная линия на месте утраченного изображения, но не могу ее соединить. Моя цель—ввести нейтральный фон, погасить недостающие фрагменты близким цветом. Что-либо исправлять мы не имеем права»,—объясняет Кирилл Сергеевич. И это несмотря на то, что ошибки в настенной церковной живописи—не такая уж и редкость. «Есть неправильно написанное слово на северной стене храма. Его прихожане заметили. Но реставраторы его не трогали»,—подтверждает помощник настоятеля Александр Михуткин.
На восстановление живописи на южной стороне Введенского собора по федеральной целевой программе «Культура России» выделено почти 4 миллиона рублей.
Стоит добавить, что специалисты работают исключительно с обратимыми материалами. Это необходимо для того, чтобы всегда была возможность легко их удалить с авторской живописи.
Бригада Филатова работает в Введенском соборе не впервые. В прошлом году художники подарили новую жизнь фрескам на западной стене храма, где изображены сцены Страшного суда и страданий апостолов. «Тогда нам действительно пришлось повозиться. Очень много времени ушло на исследования, пробы, подбор методик»,—вспоминает Кирилл Филатов. Тогда же реставраторов ждало весьма неожиданное открытие—на фресках все, кто истязает апостолов, были безбородыми. «Видимо, это веяние петровского времени. Тогда всем велели брить бороды»,—строят догадки современные эксперты.
Кстати, ход первых реставрационных работ в храме (это было в 1974 году) контролировал дед Кирилла Сергеевича. «Восстановлением культурных памятников занимались и дедушка с бабушкой, и отец, теперь вот я»,—рассказывает о семейной династии реставратор.
Под сводами Введенского собора до сих пор хранится много тайн. Он был построен в 1651 году, но украшен изображениями не сразу. Кто именно расписывал—прямых указаний не найдено, письменные источники не сохранились. «Это не типичный крестово-купольный храм, здесь более сложная конструкция. И подобной живописи я не видел. Когда впервые приехал, долго не мог понять, в каких традициях выполнена живопись: нижегородской, ярославской или некоторых других,—говорит Кирилл Сергеевич.—Тут перемешались традиции Поволжья, что-то пришло из Москвы, какие-то моменты—с юга России. Памятник очень своеобразный». С уверенностью можно говорить лишь об одном—здесь работали художники разного уровня. «Ближе к алтарю мастерство художников существенно выше, там творили иконники, которые могли писать крупные, монументальные образы»,—делится наблюдениями художник-реставратор.
Работы по восстановлению храма продолжатся и в будущем. Внимания требуют свод, купола, необходимо укрепить стены, на которых из-за подвижности грунта возникают трещины. А художники мечтают взяться за переднюю часть собора. «Здесь изумительный иконостас, вполне могут быть подписные иконы»,—считает Кирилл Филатов. Будут определены их авторы—откроется новая страница в истории не только старейшего собора, но и Чебоксар.
Первый храм
Введенский собор—самая первая церковь в городе. О его строительстве говорится еще в грамоте Ивана Грозного от 26 мая 1555 года: «где быти святой соборной церкве Введению Пречистой» и «назнаменовати место, где граду быти».
Место под этот храм на территории древнего чебоксарского кремля освятил в 1555 году архиепископ Казанский и Свияжский Гурий. Первоначально там поставили полотняную (переносную) церковь, которую вскоре заменили деревянной. На протяжении десятилетия Введенский собор являлся единственным храмом Чебоксар—до тех пор, пока в 1566 году в Чебоксарах не был основан Троицкий мужской монастырь (он находился уже на территории посада, там же, где и сейчас). В 1559 году деревянная церковь сгорела.
Документы XVIII века сообщают, что в 1651-1657 годах на месте деревянной церкви был возведен каменный собор в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, который и сохранился до наших дней. За время существования здание неоднократно ремонтировалось, однако свой первоначальный облик в целом не утратило. Это памятник федерального значения.