Управлением Росприроднадзора по Чувашской Республике (далее Управление), в соответствии с Положением об Управлении, утверждённом приказом Росприоднадзора от 25.08.2016 № 560, в текущем 2016 году, равно как и в предыдущие годы осуществлялся федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов.
По данным ФГБУ «Верхне-Волжского УГМС» Росгидромета (и в соответствии с РД Росгидромеита) на территории Чувашской Республики уровень загрязненности водных объектов характеризуется в основном как загрязненные. В 2015 году характерными загрязняющими веществами являлись азот аммонийный, трудноокисляемое органическое вещество по величине ХПК, железо общее, медь, нефтепродукты, азот нитритный.
По сведениям из доклада Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики «Об экологической ситуации в Чувашской Республике в 2015 году»
в поверхностные водные объекты сброшено сточных вод всего – 101,83 млн. м 3 , из них:
нормативно-чистых – 5,16 млн. м 3 ;
недостаточно-очищенных –13,41 млн. м 3 ;
без очистки – 24,08 млн. м 3 ;
нормативно-очищенных на сооружениях очистки – 59,19 млн. м 3 .
Сброс сточных вод в водные объекты всего в 2015 году увеличился по сравнению с 2014 годом – 75,6 млн. м 3 на 26,23 млн. м 3 .
При этом основные «поставщики» сточных вод: ГУП БОС Минстроя Чувашии, МУП «Шумерлинский водоканал», МУП «Алатырский водоканал» объёмы сбросов в течение 2013–2015 г.г. снижали.
Управлением при плановых мероприятиях по контролю в случае выявления превышения допустимых или установленных концентраций загрязняющих веществ в сточных водах рассчитывался и предъявлялся нарушителям вред, причинённый федеральным водным объектам. В 2016 г. объём предъявленного вреда по трём предприятиям составил 25,5млн. руб. Львиная доля из этой суммы принадлежит Ядринскому МПП ЖКХ. В сбрасываемых указанным предприятием сточных водах, в частности, превышения ПДК для рыбохозяйственных водоёмов по аммоний-иону составило 166 раз, по БПК 5 613 раз, по фенолу 91 раз.
Все наши плановые мероприятия по контролю, равно, как и возбуждение административных расследований с последующим возбуждением административных дел сопровождались Филиалом «ЦЛАТИ по Чувашской Республике» ФГБУ «ЦЛАТИ ПО ПФО», результаты лабораторных исследований которого служат полным и наиболее значимым доказательством нарушений требований Водного кодекса Российской Федерации.
Предприятия Чувашской Республики расходуют на выполнение водоохранных мероприятий, в т.ч. в результате выполнения предписаний об устранении нарушений, выданных госинспекторами Управления, определённые финансовые средства:
в 2014 году затрачено 438,197 тыс. руб. (ОАО «Алатырский завод низкотемпературных холодильников», ГУП «БОС» Минстроя Чувашии и др.);
в 2015 г. – 1 018 тыс. руб. (АО ППЗ «Канашский», ФКУ «Исправительная колония № 9» и др.);
в 2016 г. – 1 720 тыс. руб. (ПАО «Химпром», ООО «Алатырская бумажная фабрика» и др.).
В практике Управления возникают некоторые вопросы. Например, на сегодня актуальным является отсутствие правового механизма досрочного аннулирования или приостановления разрешений на сброс загрязняющих, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты. Соответственно, Управление вышло в вышестоящую инстанцию с предложением в установленном порядке ввести в ст. 23 7–ФЗ «Об охране окружающей среды» пункта 5, предусматривающего досрочное аннулирование разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в случае систематического (неоднократного) превышения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, и лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
В процессе работы Управление тесно взаимодействует с Минприроды Чувашии, Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике, Чувашским ЦГМС – филиалом ФГБУ «Верхне-Волжского УГМС»; с Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой и Прокуратурой Чувашской Республики взаимодействие таково, каково может быть между надзорным и поднадзорным ведомством.
Прикрепленные файлы
Cтатья в республиканской газете «Хыпар» от 17.01.2017 № 5 (27120) | 1.48 МБ |