22 июня в Чувашском государственном художественном музее открывается приуроченная ко Дню Республики выставка "Песнь Чувашии". В экспозиции представлены живописные полотна и произведения декоративно-прикладного искусства, связанные общей тематикой: собранные вместе, они раскрывают роль песни и в жизни чувашского народа, представляют ее как песню и говорят о тех моментах, что рождают желание запеть. Бесспорно, неразрывно связаны понятия "песня" и "праздник": ни одно торжество и сейчас не обходится без песен, а в традиционной культуре их роль в обрядовом действе была просто огромна. Песня сплавляет воедино мелодию и звучное, облаченное в четкую форму стиха слово, а потому прочно хранится в памяти и передается из поколения в поколение. За счет этого она приобретает значение магическое и позволяет человеку выразить свои чувства, усиленные, очищенные, объективированные всеми, переживавшими те же чувства до него. В годовом цикле для чувашей особое значение имел посвященный весенне-полевым работам праздник Акатуй, ибо именно в эту пору закладываются основы изобильного, благополучного существования на протяжении всего дальнейшего года. Всю широту народного гулянья запечатлел в одноименной картине Ю.А. Зайцев. Одним из важнейших обрядов в жизненном цикле человека являлась свадьба, и огромное количество песен связано именно с ней, ведь свадебный обряд объединяет в себе и прощание с невестой-девушкой, членом семьи ее родителей, и рождение ее как женщины, члена семьи супруга, и пожелание благополучия, здорового потомства, счастливой жизни новой молодой семье. Этой теме посвящены выставленные в залах музея работы Н.К. Сверчкова и И.В. Дмитриева "Чувашская свадьба", раскрывающие образ свахи картины Ю.А. Зайцева, П.Г. Григорьева-Савушкина, Н.В. Овчинникова, "Невеста" и "Ожидание" М. С. Спиридонова. Народная чувашская песня на всем протяжении развития культуры вдохновляет художников и поэтов, позволяет им погрузиться в душу народа. Выдающийся чувашский поэт К.В.Иванов большое внимание уделял собиранию народных песен, этот процесс запечатлел в своем полотне П.Г. Кипарисов ("Константин Иванов слушает песню"). Именно она звучит за каждой строкой его знаменитой поэмы "Нарспи", которая, в свою очередь, породила множество культурных реминисценций (И. Т. Григорьев "Нарспи", Н.А. Енилин "Н.И. Григорьева в роли Нарспи"). Наиболее обобщенным, абстрактным и в то же время глубинным становится образ песни у современных художников. В частности, в работе Р.Ф. Федорова "Песня", отсутствие детализации и ярко выраженных индивидуальных черт в образах исполнителей, а также главного, доминирующего персонажа рождает чувство их соединенности, слитности и придает картине особую монументальность. Как величественны эти искренние люди в своей простоте! Сдержанный, приглушенный колорит картины с несколькими звучными акцентами передает ощущение печали, говорит о тяжелой жизни трудового народа – и в то же время о его неугасающем оптимизме, неистощимом терпении и способности сжиться со своей судьбой. Художник на этом полотне не создает образ конкретной ситуации или конкретных людей, но точно бы отражает поющую душу всего чувашского народа. Подлинной песнью самой чувашской земли, обращенной к солнцу, небу, человеку, является главное ее достояние, "зеленое золото" - хмель. В экспозиции этот поэтический образ представляют работы Ю.А. Зайцева, А.М. Спиридоновой "Хмель", Е.Н. Егорова "Натюрморт с хмелем", набор "Чувашский хмель" О.А. Дуняк. Каждое из выставленных произведений сотнями незримых нитей связано с другими, питается из богатого источника чувашской культуры, порождает массу новых образов, которые, сливаясь воедино, и образуют то мощное звучание, что мы называем "Песнью Чувашии". | |
|
Источник: Culture21.Ru
05.02.2012 14:54