В Чебоксарах говорили о развитии национального кинематографа

Одной из самых важных встреч на X Чебоксарском международном кинофестивале стал круглый стол «Развитие национального кинематографа в современных условиях». Оно и понятно – фестиваль посвящен кинематографу регионального и этнического кино и призван стать значимой площадкой для продвижения такого кино, взаимодействия кинематографистов из регионов и поиска решений в вопросе их широкого проката.
В прошлом году на подобной встрече продюсеры, режиссеры и сценаристы не только обменялись опытом, но и договорились о создании Союза региональных кинематографистов. Однако, увы, названный союз не стал реальностью. Поэтому разговор о возможности объединения продолжился, хотя уже и не так вдохновенно. Зато знакомство с опытом коллег и поиски решений были такими же интересными и полезными, ради чего, собственно, круглые столы и организуются. Как сказал программный директор ЧМКФ Сергей Лаврентьев: «Не надо думать, что после круглого стола что-то сразу произойдет. Но сам факт обсуждения, разминания темы имеет большое значение».
Хотя нельзя сказать, что в Чувашии, например, после прошлогоднего кинофестиваля, где местные «киношники» посмотрели, как развивается кино у соседей, в сфере чувашского кино ничего не произошло. В республике создана Государственная киностудия «Чувашкино». По словам замминистра культуры, архивного дела и по делам национальностей Чувашии Вячеслава Оринова сейчас ведутся переговоры с ректором ВГИКа, чтобы готовить в вузе талантливых молодых людей по разным кино-специальностям, режиссуре, сценографии и другим. И, возможно, не за горами появление в Чувашии такого мастера кино, который, просто снимая свою киноисторию, расскажет ее так, что каждый найдет в ней свое. Как это сделал, например, Ходжакули Нарлиев, сняв «Невестку», благодаря которой мир открыл для себя Туркмению.
Туркменский гость в этом году возглавлял жюри конкурса регионального и этнического кино и был участником круглого стола.
– Когда выходит талантливая книга, сильный фильм, то малый народ становится большим, – согласился он с высказыванием Лаврентьева об открытии национального и уникального для всех и каждого. – А чтобы произведение вышло, нужна творческая атмосфера. Я очень горюю о распаде СССР, после которого многие виды искусства, в том числе и кино, пришли в большой упадок. Ведь раньше помощь молодым кинематографистам и создание сильных фильмов было государственной политикой. В то же время тогда в малых республиках не было своего кино. И разве кто-то думал, например, что оно появится в Якутии? А сейчас кино там процветает. И с каждым годом киностудии растут как грибы. И в Татарстане, и в Башкортостане. В Хакасии работает всего один человек, Юрий Курочка, и делает хорошее кино. А когда растет кино, растет и общая культура этих народов. Это новое явление – и это прекрасно.
Хотя в смысле организации кинофестиваля Ходжакули Нарлиев призвал чувашскую сторону учиться у соседей, у Татарстана, где умение организовать подобный форум, охватить небывалое количество зрителей вызывает восхищение у всех, кто туда приезжает.
И раз уж речь зашла о Казани, то поговорили о кино Татарстана, который по всем параметрам, по вложению сил, организации, активности вроде должен быть самым сильным региональным кинематографом. Однако самым мощным является якутский, где всего перечисленного и нет. Почему так происходит? Сергей Лаврентьев признался, что не может ответить на этот вопрос. А вот киновед Сергей Анашкин попытался.
– Да, казанский фестиваль замечательный, – сказал он. – Но мне показалось, что сами татарстанцы не могут сформулировать, кто они такие – прежде всего мусульмане или тюрки. И пока они сами не ответят на этот вопрос, кино будет развиваться не так стремительно и не так ярко, как в Якутии. Потому что для якутов кино – это часть самопознания, самоутверждения.
Прозвучало от него пожелание и чувашскому кино.
– В прошлом году я был потрясен, узнав, что Чувашия была единственной республикой, которая в 20-е годы производила собственные фильмы. В Казани в это время тоже было кино, но туда приехал ленинградский режиссер, то же самое в Калмыкии. А здесь был удивительный энтузиаст Максимов-Кошкинский, создавший самобытные яркие фильмы. Например, «Священная роща» и сейчас смотрится замечательно. Это какой-то ковчег с сокровищами! В каком-то смысле Чувашия и остается первой республикой, где возник национальный кинематограф. Так делайте такие же хорошие фильмы!
За честь татарского кино вступилась директор «ТатарКино» Миляуша Айтуганова. Она рассказала, что когда в Казани начинали международный фестиваль мусульманского кино, рассчитывали, что он станет толчком для развития татарстанского кинематографа. И не ошиблись. Все же этот процесс не такой быстрый. В Якутии этот феномен формируется уже почти 20 лет. А теперь и в Казани замечают результаты: уже появились молодые авторы, от которых можно ожидать чего-то серьезного.

МЕЖДУ ТЕМ
Кинобум приведет к появлению достойных картин, уверены более успешные в области кино соседи. Причем это сейчас единственный способ обогатить российское кино. Тем более что разговор о кино из плоскости производства уже перенесен в продвижение. Потому что сейчас в этом главная проблема. Региональное кино не может попасть ни в один кинотеатр. Фонд кино ставит условие о том, что половина из всех прокатываемых в каждом кинотеатре фильмов должны быть российскими. Но это не спасает. Потому что мало конкурентного продукта. А средства для кинопроизводства не могут появиться без проката. Пока получается замкнутый круг. В Якутии, в этом благословенном кинокраю, уже тоже уперлись в узкий рынок.
Хотя вот башкирские кинематографисты, фильм которых «Из Уфы с любовью» очень полюбился фестивальным зрителям, в своей республике уже многих переубедили в том, что Голливуд всегда лучше, и уже нашли тех, кто готов вкладываться в кино. В некоторых кинотеатрах названный фильм обставил и «Время первых» и «Форсаж». О башкирском кино стало модно писать в сетях.
Казанские кинематографисты тоже на подступах к решению. Сценарист и режиссер фильма «Семейные хлопоты» Алексей Барыкин рассказывает, что этот фильм они уже окупили в прокате. Но действовать пришлось напористо. Создатели фильма приходят в кинотеатр и любым способом исхитряются, чтобы прокатчики посмотрели картину. После просмотра ни один не отказал, с гордостью добавляет он. То же самое происходило с фильмом «Айсулу», для директоров кинотеатров делали закрытый показ. И здесь ставка лишь на то, что прокатчиков лично тронет киноистория. Сам Бастрыкин, делая фильмы, пытается самобытный материал обернуть в оболочку «москвообразного» фильма, то есть сделанного по московским лекалам.
Для «Советской Чувашии» он пояснил, что сейчас в Татарстане появляется совершенно новый кинематограф, и здесь снимают очень много полнометражного интересного и качественного кино.
– Мы ждем, когда молодое поколение пройдет свое становление, и я думаю, татарский кинематограф будет очень интересный. В принципе уже сейчас о нас начинают поговаривать так же, как о якутах, якутский феномен здесь уже сравнивали с Татарстаном. Надеюсь, что все это и начинается.
Как бы хотелось, чтобы такое же начинали говорить и о кино Чувашии! Но программный директор фестиваля Сергей Лаврентьев так обрисовал первый признак развития национального кинематографа: «Появляется картина. Одна. Которая собирает больше, чем голливудская».
То есть, вспоминая слова одного советского политического лидера, цели ясны, задачи определены, за работу, товарищи!

 
По теме
Добро пожаловать на наш уникальный сервис! Мы рады видеть вас снова или же, если вы у нас впервые, радушно встречаем вас и рекомендуем ознакомиться с порталом поближе, а в дальнейшем возвращаться к нам день изо дня.
09.06.2017
 
 
В Чувашии представители Общественного совета при МВД обсудили организацию безопасного летнего отдыха детей - Чебоксарский кооперативный институт В рамках всероссийской акции «Каникулы с Общественным советом» каждый общественник возьмет шефство над одной семьей, оказавшейся в тяжелой жизненной ситуации.
18.06.2018 Чебоксарский кооперативный институт
Оригинал На улицах городов, поселков и деревень Чувашии можно наблюдать настоящую белую вьюгу, вызванную цветением тополя.
15.06.2018 Газета Сельская Жизнь
Уроки мудрости «В океане человеческих чувств» в Центральной библиотеке им. Ю. Гагарина г.Новочебоксарск - Чебоксарско-Чувашская Епархия 17 июня 2018 года в Центральной библиотеке им. Ю. Гагарина в рамках проекта «Сближающее чтение» для юных новочебоксарцев прошли уроки мудрости «В океане человеческих чувств».
19.06.2018 Чебоксарско-Чувашская Епархия
В Чувашском ТЮЗе поставили завершающую серию «Чебоксарской невесты» - Газета Сельская Жизнь Оригинал 15 июня в Чувашском государственном театре юного зрителя им. М. Сеспеля состоялась премьера спектакля «Шупашкарти савни сывпуллашать» (Чебоксарская невеста прощается) Николая Сидорова.
18.06.2018 Газета Сельская Жизнь
Сотрудники ИК-1 УФСИН России по Чувашской Республике стали участниками «Гонки Патриотов» - УФСИН по Чувашской Республике Оперуполномоченный Геннадий Кузнецов и старший инструктор-кинолог Алексей Стихов приняли участие в открытых командных городских состязаниях «Гонка Патриотов».
19.06.2018 УФСИН по Чувашской Республике
Чебоксарская спортсменка завоевала Кубок мира BESTFIGHTER по кикбок­сингу.
19.06.2018 Газета Чебоксарские новости
Городские вести - Газета Чебоксарские новости О благоустройстве города, работе площади болельщиков, стоимости питания в детских садах и подготовке к Дню Республики шла речь на городской планерке в Чебоксарах под руководством главы администрации Алексея Ладыкова.
19.06.2018 Газета Чебоксарские новости