Народ ждет возвращения Улыпа

Из номера в номер парламентское издание – газета «Республика» знакомит читателей с нашими земляками, так много благородных дел сделавшими и делающими во благо Чувашского мира, нашей любимой Чувашии.

Сегодня очередной гость нашей редакции – народный академик А.И. Кибеч. На днях ему исполняется ни много ни мало 75 лет…

– Анатолий Ильич, уже с высоты сегодняшних дней скажите, пожалуйста, на прошлое оглядываетесь с сожалением или с радостью? Не разочаровала вас жизнь? Как считаете, вы реализовались?

– На жизнь не жалуюсь. Я благодарен ей за то, что она меня крепко закаляла. Пришлось пережить голодное, холодное, «рванное» детство, подаренное сталинским режимом. Жизнь быстро научила быть победителем: в учебе, спорте, искусстве, работе и т.д. И все это получалось не ради наград и славы, а как результат, вытекающий из моего трезвого образа жизни, в котором доминирует делать все добротно, основательно, так, чтобы результат труда радовал и самого себя, и других. Тут, видимо, сказывается хорошая наследственность. И по линии отца, и по линии матери я из крепких родов. (Многое выяснилось при составлении своего древа жизни, т.е. родословной, которая охватывает десять поколений).

До сих пор перед глазами деревенская жизнь военного и послевоенного времени. Народ нищенствовал, крестьян задавили налогами, госпоставкой, неоплачиваемым трудом. За учебу в 8–10 классах надо было платить. Деньги я зарабатывал сам, ходил вместе со взрослыми мужчинами на ремонт железной дороги, средства для существования добывал самостоятельно, старался как-то облегчить жизнь матери и сестренки. В годы учебы в пединституте замахнулся на большее. Сразу же устроился лаборантом. Стал работать еще на двух местах, и в конце третьего курса выстроил себе двухкомнатную кооперативную квартиру. Сначала перевез к себе маму, а потом женился. За больной мамой ухаживал 21 год. Еще будучи студентом я готовился к аспирантуре. Поступил, диссертационную работу завершил на год раньше положенного срока, защитился в Москве. И все пошло своим чередом. Работал в вузах, преподавал философию, эстетику, педагогику. Скажу честно, за все годы работы на экзаменах никому не ставил «неуд». Старался делать так, чтобы студенту самому было интересно заниматься, не пропускать занятия. Теперь уже можно признаться, бывали случаи, когда в аудитории не хватало места, на мои лекции по эстетике приходили студенты других факультетов. Благодарили. Как-то после зачета мне подарили много цветов. Занес на кафедру. На следующий день узнаю, лаборантка не удержалась. Сосчитала – сто один цветок. Так что о разочаровании в жизни и речи быть не может. Работал с замечательными людьми. Что касается некоторых завистников, то они давно побеждены честным трудом (40 лет без больничного листа), творчеством, высоким искусством.

– Как бы то ни было, Анатолий Ильич, вы счастливый человек, потому что нашли себя! А к нам в редакцию регулярно приходят письма, в которых читатели выражают свое недовольство по поводу того или иного жизненного случая. К примеру, одна читательница пишет: «У меня сейчас такой период, когда по-старому я жить уже не могу, а как жить по-новому, не знаю!» Что делать, Анатолий Ильич, в таких случаях?

– Нам сильно повезло. Мы ведь с вами являемся людьми, творящими новую историю страны. По крайней мере, я себя отношу к этой категории. Охотно подключился к перестроечным делам на демократической основе, стал депутатом Чебоксарского горсовета (выиграл у прокурора города), возглавил комиссию по культуре и образованию. Сегодня во всех школах города преподается чувашский язык и культура родного края. Начало заложили мы. Именно наша комиссия была тогда защитником истории, культуры, традиций родного народа. Вижу, некоторые ветераны ведут себя абсолютно неверно, хотят тянуть молодежь назад в прошлое. Я же думал иначе. Молодым надо помогать найти себя и реализовать свои способности в новых условиях. Для этого определенные коррективы должны быть внесены в сознание самих пожилых, чтобы легче было идти вперед вместе с молодыми. Для старшего поколения «жить по-новому» – значит быть вместе с молодыми, разделять их думы и чаяния. Если мы до сих пор жили бы «по-старому», то ежедневно толпились бы в очередях за продуктами питания, стиральным порошком, пылесосом, не увидели бы таких совершенных технических средств, все чувашское, национальное давно зачахло бы, не осталось бы ни одного учителя чувашского языка, не было бы национального радио, телевидения, конгресса, культурно-национальных автономий. И таких Чебоксар! Надо жить не прошлым, а сегодня, сейчас, не теряя свою активность, необходимость другим, поддерживая семейно-родственные связи .

– А в каких направлениях, по вашему мнению, Анатолий Кибеч стал первопроходцем в литературе и не только? Что для вас сейчас имеет первостепенное значение?

На этот вопрос я частично ответил чуть выше. А теперь более конкретно. Был организатором и капитаном волейбольной команды родной деревни Челкумаги Канашского района. Вы не поверите, когда я учился на музыкальном факультете пединститута, наша команда стала чемпионом института, в финале мы выиграли у волейболистов факультета физвоспитания. Выпускные экзамены я сдавал не так, как остальные. Написал дипломную работу по патриотическому и интернациональному воспитанию школьников средствами музыки, а по дирижированию показал работу с самодеятельным четырехголосным хором, организованным самим. Позже стал первым кандидатом наук из чувашей музыкального круга. Для меня первостепенное значение имеет борьба за высокий профессионализм в искусстве. Когда наша молодежь растет без настоящей чувашской песни, когда по радио в «Вечернем миксе» часами крутят суррогатную музыку, изо дня в день звучат одни и те же псевдопесни в исполнении бездарных певцов, еще раз убеждаюсь, что чувашская песня находится в большой опасности. Памятуя о том, что в искусстве можно бороться, в первую очередь, созданием произведений другого содержания и уровня, я старался стихотворениям в прозе (их у меня более шестисот) придать более острое социальное звучание, в песенном жанре – заложить философское направление, в прозу и драматургию – современность. Написав роман-легенду «Возвращение Улыпа», я открыл дорогу новому жанру. Сразу же появились и последователи. Мне это приятно. Несколько огорчает то, что многие современные песни по содержанию выглядят как повторение моих песен и стихов в прозе. Своего почерка, своего видения и осмысления жизни, состояния человеческой души у молодых авторов маловато. Все звучащее сегодня лишь на самодеятельном уровне. Крайне редко удается услышать песни Г. Хирбю, Ф. Лукина, Г. Лебедева, Ю. Григорьева, Ю. Кудакова и других мастеров. Таковы, видимо, вкусы, предпочтения работников, кому доверена и пропаганда чувашской песни. А критики молчат .

– Хотелось бы узнать, какие аспекты вашей жизни дают вам вдохновение для писательской деятельности? Читаешь ваши произведения, Анатолий Ильич, и понимаешь, что вы раскрываете свою душу. Переживаете и взлет и падение, радость и боль героев своих творений. А ведь писать книги, как вы, тонко чувствуя сюжет, может человек, переживший события в реальности. Или я не права? Можно ли сказать, что ваши книги – это выводы из истории своей жизни? Узнают ли прототипы себя в своих произведениях? Где черпаете идею для романа и вдохновение для его написания?

– У меня довольно продолжительным был накопительный период. Кто рано начинает, тот рано выдыхается. Когда мои сверстники активно печатались, особенно в советский период, были популярными, по крайней мере, они себя считали таковыми, я молчал. Мне не хватало кислорода, свободы творчества. Свой первый рассказ опубликовал лишь в возрасте сорока лет. Не было бы политических перемен, не было бы и Кибеча. Писал бы какие-то научные статейки, о которых знал бы лишь узкий круг читателей. У меня сейчас весьма обширная аудитория, книги не залеживаются, звучат песни, идут спектакли. И у всех у них, можно сказать, зрелый автор с довольно богатым жизненным опытом. Кому-то может показаться, что я только и занимался наукой и искусством. Нет. По первоначальному образованию я – техник-технолог по лесоразработке, работал десятником в леспромхозе, выполнял план, рабочим закрывал наряды. Служил во Владивостоке, присягу принял на Русском острове. Сменил профессию, учительствовал, неплохо знал высшую школу. Все увиденное, услышанное, пережитое получило отражение в моих сочинениях. Что касается мастерства, то тут мне сильно помогла музыка. Это единственный вид искусства, который при исполнении и восприятии требует сильного воображения, образного мышления. Отсюда у меня скучных, сухих произведений и не должно быть. Когда в сельских библиотеках мне показывают мои «изношенные» книги, это приятно. Не секрет, бывают авторы, чьи книги годами стоят на полочке, а отпечатков пальцев читателей нет. Причина – бедность языка и художественно-образного мышления.

Бывают и такие случаи. Я живу в доме, где большинство составляют работники полиции. Как-то раз один из них при встрече открыто заявил: «Кибеч, я вас не уважаю. Посмотрел твой спектакль «Поженили», и ты там майора милиции показал плохим человеком». Но что тут скажешь? Действительно, там показано, как этот майор, пользуясь своим служебным положением, в сотрудничестве с криминальными элементами, творит неблаговидные дела, кругом ищет личную выгоду.

Было и такое. Как-то выхожу из троллейбуса, и меня останавливает знакомый мужчина, отставной офицер, прослуживший в системе госбезопасности. И сразу атака: «Ты почему про меня так плохо написал, еще земляком называешься. Я тебя привлеку к ответственности!» Он, оказывается, прочитал повесть «Красный Казанова», где речь идет о бесчинствах, аморальных действиях главного персонажа. Я ему говорю: «Там же твоего имени нет». А он мне: «В деревне узнали, а теперь смеются надо мной». Еле успокоил, а то ведь грозился наказать.

Толчком к написанию рассказа или повести может послужить конкретный факт или нечто воображаемое, и в этом нет ничего божественного, о чем говорят некоторые авторы, чтобы как-то выделяться от других. Искусство создается только человеческими способностями. Я многократно слушал оперу «Севильский цирюльник», и каждый раз в голове возникали два слова «цивильский цирюльник». Этого было достаточно, чтобы у меня зародилась повесть «Цивильский цирюльник».

Что касается романа «Возвращение Улыпа», тот тут совершенно другое. Мне долго не давало покоя: почему же у нас не было таких вождей, которые боролись за свободу, независимость своего народа, национального героя, похожего на Салавата. Много говорим об Улыпе, этическом герое прошлого. Но нам нужен Улып иного плана, патриотизм которого перекликался бы с сегодняшними проблемами развития нации. Народ ждет возвращения Улыпа! Судя по тому, как до сих пор вели себя руководители республики, нам в них трудно узреть даже небольшую близость к Улыпу. И вот я решил вернуть его к народу хотя бы через литературу. Каким получился образ Улыпа, судить не мне. Он теперь живет своей жизнью, заставляя еще глубже задуматься о судьбе многострадального чувашского народа .

– Вы покорили воображение и слух публики своими патриотическими и в то же время чувственными песнями. Смело меняете жизнь, имидж, направления творчества. Сейчас вы не просто модный писатель, но и видный общественный деятель, руководитель землячества «Канашсем». Как успеваете совмещать все это?

– В этом году я издал две книги. Одна – сборник пьес «Крик младенца в аду», другая – сборник песен с нотными текстами. Всегда придерживаюсь одного принципа – какой должна быть мелодия, должно исходить из содержания стихов. Чуваш, прежде чем начать песню, в душе своей произносит: «Что же скажу я своей песней?» Поет не ради демонстрации голоса, а ради мыслей и чувств. Похоже, композиторам хорошо помогает музыкальность моих стихов. Менять направление творчества иногда вынуждает пассивность коллег по перу. Одни выжидают, другие оказались на обочине современной жизни. Вот и приходится писать самому. Жизнь – штука интересная, если, конечно, не замыкаться четырьмя стенами городской квартиры. Восемнадцатый год руковожу землячеством «Канашсем», состою в различных комиссиях, довольно активно действовал в качестве председателя Совета старейшин ЧНК. Теперь не так. Нами был создан не такой конгресс. Работа его нас удовлетворять не может. В журнале регистрации работы землячества значится 610 мероприятий, проведенных на общественных началах. Меня радует, удивляет скромность, добропорядочность, исполнительность канашцев. Работать с ними одно удовольствие. Долго был председателем Совета руководителей районных землячеств в Чебоксарах, старался передавать свой опыт, призывал других, чтобы они чтили морально-этическую основу землячества, не слишком увлекались финансами и политикой. Для нас дороги все земляки! С целью укрепления дружбы между землячествами стали проводиться совместные мероприятия. Администрация Чебоксар охотно согласилась с моим предложением ежегодно ко Дню города проводить турнир «Кубок дружбы» между волейбольными и футбольными командами землячеств. Все это и есть мой образ жизни, в котором важное место занимают думы о родном народе, желание как-то помочь другим.

– Многие считают, что написать книгу – это, так сказать, «плевое дело», что сейчас пишет каждый, кому не лень, что это еще один эффективный пиар-ход, способ заработать, способ заставить публику обсуждать собственную персону. Что, на ваш взгляд, есть литература в истинном смысле этого слова, и имеет ли право каждый, кто выпустил книгу, называть себя писателем?

– Книг сегодня, действительно, выпускается немало. Их даже трудно сосчитать. Книги некоторых еще не успели дойти до читателя, автор спешит устраивать презентацию. Создается некоторый шумок, даже сообщается по радио или в печати. Автор, наверное, думает, что читатели побегут в магазин. Но нет, читатель сегодня стал очень даже разборчивым. Он «идет на автора», зная, какую продукцию, какую духовную пищу может дать тот или иной писатель. Я лично презентациями не увлекаюсь. И вообще, когда обо мне начинают говорить хвалебные речи, я их останавливаю, разговор перевожу в другое русло: иногда намекаю, чтобы они больше говорили о моих недостатках, промахах. Это было бы намного полезнее. Выдержу любую хулу, лишь бы не назвали лентяем. Нам сегодня мешает слабость критической мысли, точнее, ее отсутствие. Все увлеклись исследованием прошлого, сегодняшний литературный процесс интересует мало. Иногда создается впечатление, что низкий уровень литературы поощряется самими критиками. Многовато стихов, рассказов, повестей, пьес, где доминирует наивная простота, бытовизм. Посмотрите на репертуар нашего главного драмтеатра, и сразу же станет все ясно. Чувашская литература пока не вышла на мировую арену. Иногда чрезмерно хвалят поэму К. Иванова «Нарспи». Я же иного мнения. Мне не хочется, чтобы о нас подумали как о народе слабом, беспомощном, вымирающем. Там ведь погибают все персонажи, нет даже малейшего просвета на будущее.

– Скажите, а по вашим произведениям фильмы не снимают? Вообще, какому режиссеру доверили бы это дело?

– По моему сценарию Вячеслав Оринов снял полнометражный фильм «Ехрем ху\а». Это про чувашского купца первой гильдии П. Ефремова. Мне очень хотелось, чтобы этот человек стал примером для подражания для современных предпринимателей, новых чувашей. Кажется, получилось. Прокопий Ефремов в исполнении нашего знаменитого актера Василия Павлова зрителями воспринимается как человек трудолюбивый, порядочный, предприимчивый, решительный, как хороший семьянин, ведь он был отцом 15 детей, как меценат, помогающий и городу, и родной деревне. Побольше бы бы таких Ефремовых в наши дни .

– Скажите, как проходит ваш день? Сколько времени тратите на написание книг? В какое время дня лучше пишется? Рано ли встаете?

– Не знаю, что такой выходной день или отпуск. Сплю мало. Мне достаточно 5-6 часов в сутки. Голова работает постоянно. Стоит приблизиться к столу. И пошло. Компьютером не пользуюсь, работаю по старинке. У меня целое ведро исписанных ручек. Хорошо думается и вне дома. Когда строил дачный дом, вынужден был приобрести доски разобранного дома-засыпушки. Вытащил все гвозди (более двух ведер) и стал выпрямлять. Подчинил себе даже самых кривых. Признаюсь, мне такое занятие нравится, точно также – развязывать сложные узлы. И вот. В первый день почему-то под рукой не оказалось бумаги, а голова работает. Вбегаю в старую дачу, отрываю обои и записываю, и так несколько раз. В итоге – двенадцать стихотворений в прозе. Первое – хвала кривому гвоздю.

– Ведете ли вы дневник и нужны ли они сейчас? Что делает вас сильным? И как вы относитесь к выражению «нет врагов, а есть учителя»? Говорят, вы человек-магнит. Это правда?

– Дневник веду. Но не ради фиксации событий, а для записи своего мнения, мыслей, связанных с конкретным мероприятием республиканского, общероссийского, иногда даже – мирового уровня. Все не опубликуешь, а дневник останется. Если человек живет в Чебоксарах, то это вовсе не означает, что он должен заниматься только проблемами чувашскими, на самом деле любая чувашская проблема натыкается на общероссийскую. Здесь меня многие видят, но не знают. Я не человек их круга. Это так в науке, искусстве, национальном движении. Если взять книги «Думы о чувашском», «Образ завтрашнего дня», «Этнопедагогика России XIX века», «Свет истина, или Словарь прозрений чуваша», «Книга жизни», то там многое рассматривается с выходом из узконациональной скорлупы.

В моей пьесе «Крик младенца в аду» есть эпизод, где после смерти при распределении в рай или в ад, активисты ада других склоняют в свою сторону при помощи яркой рекламы. Поддавшийся рекламе с пляской, песней входит в ворота ада. А там чуть в стороне ожидают два черта и уводят в сторону настоящего ада. Нечто похожее происходит и с нами. Веселимся, не замечая вымирания народа. Надо схватиться за главное. А это – хорошо налаженная производственно-экономическая база. До дверной ручки продают имущество хлопчатобумажного комбината, тысячи работников, преимущественно чувашей, выброшены на улицу – вот где нужен голос, заступничество организаций вроде Чувашского национального конгресса. Активность следует направлять на защиту каждого рабочего места в городе и селе. Люди должны жить и работать у себя в республике и получать достойную зарплату. Это и будет главным условием сбережения народа. У конгресса должно быть свое лицо, своя ясная политическая линия, а не только петь и плясать.

Сильным меня делает уверенность в своей правоте. Всех своих завистников, врагов я давно простил. Скажу просто, кто со мной в хороших отношениях, тот всегда в выигрыше. Я был и остаюсь сторонником бескорыстной помощи другим. И к мэру, и к министрам хожу только ради других.

Никогда не старался выглядеть бедным, безденежным. И в этом меня всегда поддерживают образы предков. Дед моего деда, по отцу Петр Семенов, был старостой деревни, сам дед при вступлении в колхоз отдал две лошади, плуг, воз семенного зерна, дед по матери во время НЭПа держал магазин. У меня неплохой генетический код.

Насчет человека-магнита нет ничего удивительного. Такие данные есть у каждого, у одних – сильнее, у других – слабее. Если на моей груди висят два утюга, ножи, вилки – в этом нет ничего сенсационного. Таких людей полно. Это лишь признак хорошего биополя, влияющего на других положительно. Надо только сохранить чистоту организма от спиртного, табака и наркотических средств.

– Знакома ли вам депрессия, и если да, что помогает вам из нее выбраться? Следуете ли каким-то философским течениям, исповедуете ли какую-то религию? Один философ сказал: «Искусство – это способ уйти от правды жизни». Значит ли это, что искусство, в данном случае – литература – это не правда жизни?

– У меня всегда оптимистический настрой. Тусклого, унылого Кибеча не увидите. Жить надо вдохновенно. Мучения нас настигают из-за неумения жить. Превыше всего ставлю свой долг перед родственниками и народом. Хотелось бы стать сыном народа, но примет ли он меня таковым? Некоторые политики, ученые любят себя считать чуть ли не отцом народа. Заблуждаются. Не став сыном народа, невозможно стать его отцом. Прямого-то пути нет.

В философии у меня три имени: Конфуций, Сократ, Эпикур. Кому-то может показаться, что эти люди слишком далекие от нас. Да нет. Мы и сегодня живем теми же правилами, идеями, которые давно уже высказаны. Новое слово появляется крайне редко. Мне нравится система верований предков. Все то, чем мы гордимся в сфере искусства, созданы под влиянием народной религии, дающей человеку свободу, выбор. В народной вере высоко ценю осознание себя как частицы природы, поражает экологический подход к земле, к растительному миру, любовь к животным. Я – сторонник реалистического искусства. И вообще, к искусству нельзя относиться как к приправе к жизни. Чем ближе к искусству, тем больше человек ощущает его величие. Оно оказывает на человека комплексное воздействие, умело сотрудничает с наукой в формировании мировоззрения. Великая сила искусства широко используется в политике, религии. Но это уже другой вопрос.

– Анатолий Ильич, какой вопрос вам никогда не задавали, но хотелось бы об этом поговорить. Что сами любите почитать в свободное время? Какие авторы вам интересны? Должен ли быть в произведениях счастливый конец?

– С удовольствием ответил бы на вопрос: доволен я сам состоянием социологических исследований наших ученых? Скажу прямо: не доволен. Идет сплошной перекос. Все увлеклись исследованием прошлого. Научные силы распылены. Координационного центра нет. Каждый разрабатывает свою любимую тему. Куда двигаемся, какие изменения произошли в сознании, мировоззрении современного чуваша, каковы его материальные и духовные потребности, каков портрет сегодняшней чувашской семьи, каково национальное самочувствие чувашей, живущих в других регионах, в чем подлинные причины резкого сокращения численности чувашского народа – разве все это не актуально?! Нам сегодня архинужен республиканский футурологический центр, координирующий социологические исследования ученых разных институтов, университетов. Прошлое ушло, надо думать о будущем, о сбережении родного народа. Для меня нет ничего неинтересного. Любой предмет, приковывающий мое внимание, вызывает интерес, активизирует мышление, заставляет искать причинно-следственные связи. Таковым может стать даже, к примеру, окурок, лежащий на тротуаре, если там есть следы помады – тем более. Никогда не напрашиваюсь. Если хотят узнать мое мнение, выступлю. Знаю, мое присутствие некоторых настораживает, особенно поэтов, создающих много шума из ничего. Сожалею о том, что читал маловато. Чтение для меня не заполнение свободного времени, а работа. Внимательно слежу за книгами
С. Кара-Мурзы, прочитал его книги «Манипуляция сознанием», «Демонтаж народа», «Евреи и социализм», в очереди его новая работа «Россия и Запад: Парадигмы цивилизации», ждут своего часа и книги других авторов «Кто управляет Россией?», «Стать русским в России?», «Куда пойдет Путин? Россия между Китаем и Европой». Слежу за работами зарубежных авторов, имеющих футурологическую направленность. Понравилась книга Э.Т. Гоффлера «Шок будущего», в очереди «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» (автор Р. Флорида). Увлекает и повторное чтение. Совсем недавно прочитал роман О. Бальзака «Евгения Гранде», «Сумерки богов» (сборник работ зарубежных философов), и снова – Библию. Еще раз убедился в том, что в ней много противоречивого, неестественного, мифического, сказочного, наивного. Когда некоторые наши писатели хвалятся тем, что они приняли участие в переводе Библии на чувашский язык, для этого особого повода не вижу. Книгу эту написали, шлифовали еврейские мудрецы для своего народа, назвав его богоизбранным. Кстати, народов, не избранных богом, не бывает. У каждого из них свои боги. Книга эта не про нас и не для нас. Там так много такого, что никак не укладывается в рамках чувашского миропонимания и образа жизни. Знаю, что Библия хороша для евреев, чтобы на ее основе строить свою политику, идеологию превосходства над другими. Это надо знать всем.

А насчет счастливого конца литературных произведений скажу кратко. Искусство призвано защищать человека, помогать ему ценить жизнь. Как бы трагично не сложился сюжет произведения, для будущего хотя бы небольшое зернышко все же должно быть. Жизнь продолжается. Она бесконечна. Уйдем, придут другие. Жизнь одного человека коротка, искусства – вечно.

– Думаю, читатели с удовольствием выслушали бы пожелание от своего любимого и уважаемого писателя…

– Уважаю, ценю читающего человека. Если хотите сохранить здоровье и жить долго, читайте, заряжайте свои умственные силы новыми впечатлениями. Не сомневайтесь в себе, в своих способностях, трудитесь. Именно труд делает человека более уверенным, жизнеспособным, уважаемым в обществе. Труд – это не только источник материальных благ, но и средство достижения счастья. В труде сконцентрировано все. Подобно линзе, способной собрать лучевую энергию солнца, труд собирает все виды человеческих сил, духовных и физических. Постарайтесь стать хорошим специалистом, ибо в жизни ценится только хорошее. Кто не научился добротно выполнять малое дело, до большого не дойдет. Ибо большое дело есть дитя малого.

Изучайте свою родословную и тогда непременно найдете то, кем и чем будете гордиться, чувствовать себя продолжателем линии сильного рода. Не верьте словам, что чуваши не дружные. Нет. Недружные народы давно исчезли. Мы живы. Нас спасли труд и взаимопомощь.

Дорогие читатели, обращаясь к вам, хочу выразить свое искреннее желание видеть в каждом из вас настоящего патриота, подающего во всем хороший пример другим, гостям республики.

По нашему поведению и культуре общения люди судят обо всем народе. Создавая положительный образ родного народа, мы возвышаем самих себя, уважительным отношением к старшему поколению подготавливаем свою старость. Будьте благодарными родителям и близким. Помните, в каждом из вас есть частицы тех, кто помог вам стать Человеком. Ты – это не только ты, но также и все остальные. Когда тебе рукоплещет счастье, не забывай про других.

Всем желаю добра, крепкого здоровья и долгих лет жизни при светлом разуме.

Беседовала Лидия ФИЛИППОВА.

 

 

 

 

 
По теме
25 января ежегодно отмечается День российского студенчества. Накануне праздника делимся данными Минобрнауки России и Минпросвещения России.
«Желтый» уровень опасности - Красночетайский район В соответствии с информацией Чувашского ЦГМС: «Ночью 28 марта 2024 года в Чебоксарах и по Чувашской Республике ожидается «ЖЕЛТЫЙ» УРОВЕНЬ ОПАСНОСТИ (северный ветер порывами 15‒18 м/с)».
Красночетайский район
27 марта в рамках кураторских выездов Цивильскую больницу посетила главный внештатный специалист психиатр, внештатный специалист эксперт-психотерапевт, главный врач Республиканского наркологического диспансера Елена Калинина.
Наркологический диспансер
Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии напоминает о значимости специфической профилактики туберкулеза.
Ибресинский район
В Чувашии ветераны Росгвардии почтили память погибших товарищей - Росгвардия Ветераны почтили память товарищей, погибших при исполнении служебного долга, возложили цветы к мемориалу, который находится на территории Управления Росгвардии по Чувашской Республике – Чувашии.
Росгвардия