Ремонт двух из трёх предполагаемых дорог был принят городской администрацией вечером 1 июня. Не сдавшего объект подрядчика подвели показания проверяющего лазера, считывающего колейность дороги. Контролировали ход проверки глава администрации города Чебоксар Алексей Ладыков и директор МБУ “Управление ЖКХ и благоустройства” Олег Белов. Чтобы принять дороги окончательно, необходимо заключение общественных активистов.
В этом году на улицах города можно встретить необычный микроавтобус с двумя камерами на задней двери. Не стоит удивляться - это мобильный пункт контроля состояния дорог. Перед тем, как запланировать ремонт, администрация города обратилась к экспертам, работавшим до этого с федеральными трассами и заказала приезд лабораторной машины из Челябинска. Специальное оборудование проезжает на скорости не более 40 км/ч и фиксирует все неровности, после чего делает выводы о состоянии полотна.
Причем лазер измеряет как ровность - то есть кочки и другие ямы, так и колейность - неровности от бордюра до бордюра. Полученные данные собираются в отчет и кладутся на стол чебоксарскому градоначальнику. После этого принимается решение о том, какие дороги отремонтируют в первую очередь.
А сразу после ремонта контролируется состояние нового полотна. Вчерашним вечером были просмотрены три улицы - Дзержинского и Молодежный переулок в центре и Ашмарина на Южном поселке чувашской столицы.
Специальным прибором измеряется прочность дорог - прибор механически ударяет по дорожному покрытию, определяет насколько дорожное полотно прогнулось и пересчитывает этот показатель на среднестатистическую нагрузку на автодорогу. Для каждого показателя существуют стандарты, выходя за пределы которых подрядчику придется начинать все снова.
Как рассказал Марсель , сотрудник контролирующей компании, беспристрастно оценивающий гибкость свежего асфальта, “нам неинтересно кто подрядчик, наша задача - протестировать дорогу и сдать объективный статистический отчет”.
Этот специальный прибор при осмотре улицы Дзержинского, с которой все началось, продемонстрировал показатель, вписывающийся в стандарты автомагистрали. Вывод, кажется, был неожиданным для всех присутствующих, кроме подрядчика, гордо поднявшего голову. И не успели присутствующие обсудить погрешность в вычислениях прибора, как подошел местный житель, представившийся жителем дома 28 по ул.Ленинградской, рассказавший о том, что дорогу отремонтировали очень вовремя и выезжать со двора стало на порядок приятнее.
Следующим объектом стала улица Ашмарина на участке от аэропорта до пересечения с ул. Волкова. Здесь в рамках ремонта не только клали новое полотно, но и решали проблему посложнее. На старой дороге часто собиралась вода из-за уложенного под неверным углом асфальта. Теперь на некоторых участках аж 20 сантиметров нового слоя асфальтового покрытия.
И эта дорога прошла проверку лазером. “Что-то подозрительно, вы точно не договорились?”, - задал вопрос Алексей Ладыков . И достал “козырь из рукава” - другой метод измерения ровности и колейности дороги: трехметровую линейку-уровень, под которую просовывают предмет, похожий на строительный шпатель с сантиметровыми делениями. Если “шпатель” проходит глубже 3 миллиметров - пиши пропало, дорога не соответствует строительным нормам.
Но и тут у подрядчика появился повод для гордости. Линейку укладывали в разных местах раз 15, и “шпатель” никак не хотел двигаться более, чем на 3 миллиметра.
Но не все подрядчики могли похвастаться новой дорогой, соответствующей стандартам. Как только команда контролеров приехала на Молодежный переулок, стало понятно, что здесь можно даже не доставать линейку. Дело в том, что стык между транспортными полосами не должен отклоняться больше, чем на 10 сантиметров, а здесь кривизну было видно даже без измерений.
“Проверьте люк?”, - попросил глава администрации иногородних контролеров. Подрядчик с надеждой ответил, что допустимое расстояние между люком и асфальтом - 2 сантиметра. Но не тут-то было. “О чём вы, здесь почти 4 сантиметра! Мы такую дорогу принять не можем”, - уверенно констатировал чебоксарский градоначальник.
“По итогам скажу следующее: у нас 4 этапа проверки дорог. Технадзор Управления ЖКХ, контролирующая организация и новая мобильная лаборатория из Пензы, и, конечно, Народный Фронт и другие общественники. Мобильная лаборатория, кстати, контролирует еще и строительство Московского моста, это ответственные специалисты”, - рассказал журналистам Алексей Ладыков .
“Мы не имеем морального права принимать дорогу, не проходящую какой-либо этап проверки. Так что у подрядчика еще много работы впереди. И да, кстати, какие результаты проверки бордюров? Надеюсь, качественные поставили, покажете полный отчет”, - напоследок обратился к контролерам чебоксарский градоначальник, заходя в мобильную лабораторию и оставив подрядчика наедине с собственной работой.