Говорим — Кокель, подразумеваем — Чувашия

Имя великого мастера Алексея Афанасьевича Кокеля в последние годы на слуху у жителей Чувашии благодаря неустанной деятельности профессора ЧГУ им. И.Ульянова, руководителя Кокелев­ских российско-украинских (международных) культурных проектов Владимира Васильева по изучению и пропаганде жизни и творчества художника. Именно он привлек внимание общественности к судьбе подзабытого талантливого земляка, вернул его из небытия. Результатом многолетних изысканий ученого стала научная монография, посвященная Кокелю.

— Откуда такой интерес у вас, историка по образованию и призванию, к художнику?
— Кокель появился в моей жизни случайно, хотя случайностей, считаю, не бывает.
Детские и юношеские годы я провел в селе Тарханы Батыревского района — на родине Алексея Афанасьевича. Когда учился в 8-10 классах, мы жили в доме, принадлежавшем старшему брату Алексея Ивану (узнал об этом только в 2005 году).
До восьмого класса сидел за одной партой с Колей Сергеевым (Николай Петрович хорошо известен новочебоксарцам: одно время был мэром Новочебоксар­ска) — племянником епископа Благовещенского священномученика Германа (младшего брата Алексея) и самого Алексея Кокеля.
Идея “заняться” Кокелем родилась у меня в 2004 году на выпускном вечере в Тарханской школе. В июле того же года мне позвонил извест­ный чувашский тележурналист, драматург Арсений Тарасов и пригласил в Тарханы для подготовки цикла телепередач о селе.
Во время съемок появилась мысль поехать в Харьков и сделать фильм о Кокеле — основателе и первом ректоре Харьковского художественного института (ныне Харьковская государ­ственная академия дизайна и искусств). Отмечу, что он стал первенцем высшего художественного образования не только на Украине, но и в Советском Союзе.
Телефильм “Возвращение. Алексей Афанасьевич Кокель” показали в 2005 году по Чувашскому телевидению, по каналам “Культура” и ТВЦ. Позже мы сняли самостоятельный фильм на чуваш­ском языке.
— Кто для вас Кокель?
— Кокель — это глыба: основоположник чувашского профессионального изо­бразительного искусства, основатель харьковской школы академического рисунка, один из основателей и создателей высшего художественного образования Украины, советской станковой живописи Украины, создатель АХЧУ (Ассоциация художников Червонной Украины) — предтечи современного Национального союза художников Украины.
Мы доказали, что Кокель — один из основателей украинского авангарда и украинского революционного советского плаката. Половина художников до 60-х годов прошлого столетия на Украине — ученики Кокеля. Он личность такого масштаба, что не поддаться его обаянию невозможно, меня и “затянуло”.
Заметил: все, кто прикасается к творчеству и жизни Кокеля, “зажигаются” от его звезды. Подтверждением тому, на мой взгляд, является и ваша газета: именно в ней появились мои первые публикации о художнике.
— Не один десяток лет отделяет нас от дня кончины Кокеля, в живых осталось мало людей, знавших его лично. Это, наверное, усложняет работу ученого, взявшегося исследовать его жизнь и творчество?
— В Харькове мы нашли в живых всего несколько учеников Алексея Афанасьевича. Но опубликованные мной материалы о художнике, в том числе вышедшая недавно книга, основаны преимущественно на архивных документах, а не на воспоминаниях людей.
Я перелопатил архивы Харькова, Киева, Чебоксар, Москвы, Санкт-Петербурга. Нашел немало неизвестных интересных документов, например, в городе на Неве написанное рукой Кокеля заявление об изменении фамилии.
Кокель, как известно, по­ступал в академию под фамилией Афанасьев (чувашам давали фамилии по имени отца). Но в 1906 году он предложил братьям сменить ее на Кокель.
Существует несколько версий происхождения этой фамилии. Мне ближе версия Николая Сергеева, согласно которой мать Алексея чудесно пекла пироги (кукӑль), это слово и легло в основу новой фамилии. Как видим, Кокель оставил чувашские корни.
Кроме того, в Третьяков­ской галерее нашлись материалы, подтверждающие наше утверждение, что Кокель стоял у истоков русского авангарда.
— Все ли в Чувашии разделяют ваше мнение о том, что Кокель — первый профессиональный чувашский художник?
— Часть культурной элиты нашей республики до сих пор не признает Кокеля основателем профессионального изобразительного искусства Чувашии, указывая в Чувашской энциклопедии его основоположниками М.Спиридонова, Н.Сверчкова и Ю.Зайцева.
Я не умаляю достоинств этих художников, но наше профессиональное изобразительное искусство зародилось раньше.
1 ноября 1912 года Алексею Кокелю был выписан диплом о том, что он окончил Императорскую Академию художеств (мастерские И.Репина и Д.Кардовского) и ему присваивается звание “Художник”. Вслед за ним учебу там же завершили А.Александров и М.Адрианов.
Утверждая, что Кокель не чувашский художник, говорят: “Он не работал и не жил в Чувашии...”. Следуя логике этого утверждения, мы можем дойти до абсурдного и кощунственного вывода: Константин Иванов не может быть классиком чуваш­ской поэзии, так как не только не жил и не работал в Чувашии, но и родился за ее пределами.
Живя вдали от родины, Кокель постоянно обращался к чувашской теме. В Харькове у него зародился цикл произведений “Чувашская сюита”, над которым он работал всю жизнь, так и не успев завершить.
В 1934 году Алексей Афанасьевич получил особый заказ Правительства Чуваш­ской АССР написать к 15-летию республики две картины — “Ликбез” и “Лесозаготовки”. Его приглашали возглавить Чебоксарское художественное училище, а жена Анна Афанасьевна даже начала изучать чувашский язык.


Кокель не раз делал попытки обосноваться в Чувашии, планировал построить в Тарханах двухэтажный дом-музей со своими картинами и большим цветущим садом, но его мечтам сбыться было не суждено.
— Вы упомянули книгу о Кокеле...
— У меня должна была выйти книга-альбом в Чувашском книжном издательстве, но вышло так, что выпустить книгу пришлось на спонсорские деньги в частном издательстве.
Она получила высокую оценку в научном сообще­стве, экспонировалась на престижной международной книжной выставке в Москве. Ее уязвимая сторона — отсутствие иллюстраций, а ведь издание о художнике.
Но книгу все равно выпустить необходимо, в виде альбома, в солидном полиграфическом исполнении. Очень рассчитываю на содействие в издании Мининформполитики Чувашии.
Сегодня, когда говорят о Фешине, в памяти всплывают Татарстан, Казань, об Эрзе — Мордовия, Саранск, а с именем Кокеля рядом должны стоять Чувашия, Чебоксары.
— Благодаря сотрудникам Чувашского государ­ственного художественного музея и вам собрано много картин и материалов о Кокеле-художнике и человеке. Есть шанс найти еще что-то новое, неизвестное?
— Думаю, да. Мы их ищем. В Киеве вместе с художником-реставратором Еленой Панченко, которая занималась реставрацией картин Кокеля в нашем художественном музее, облазили однажды весь Национальный художественный музей Украины в поисках картины “Клим Ворошилов у танкистов”, датированной 1938 годом. Не нашли. Возможно, она находится в Штатах.
Пришли во второй раз. И тут удача нам улыбнулась: заведующий отделом графики Данил Никитин принес 15 работ Кокеля.
Много картин пропало в годы Великой Отечественной войны, большинство безвозвратно, например, на советскую тематику, которые Кокель сам закопал, когда Харьков оказался в оккупации, но в это место попала бомба.
В Харькове почти не осталось работ чуваш­ского художника, после того как в начале 1980 года их вывезли в Чувашский государственный художественный музей. Сегодня в его сокровищницах хранятся 247 произведений Кокеля.
Мне известно, что на Украине в частных руках находятся исключительной ценности документальный материал и живописные работы Кокеля. Это бесценное наследие сохранилось благодаря его жене Анне Афанасьевне, которая достойна того, чтобы написать о ней отдельную книгу.
— ?
— Ради карьеры мужа она отказалась от своей собственной, а была прекрасным художником.
Анна Афанасьевна после смерти мужа не продавала его работы, несмотря на материальные трудности. А когда умирала, попросила во что бы то ни стало сохранить принадлежавшие Кокелю вещи, картины, наброски женщину, которая за ней ухаживала. В свою очередь та перед смертью попросила об этом же своего сына.
Коллекция, наверное, попала бы в Чебоксары, если бы не развалился Советский Союз. Но теперь Украина и Россия — разные страны, и это хорошо осознал мужчина, в руках которого волею судьбы оказались уникальные живописные произведения Кокеля и личные вещи. Он понял, что за них можно получить деньги.
Сегодня Кокель высоко котируется, его имя вызывает интерес у очень многих коллекционеров, за его работами и автографами началась настоящая погоня. Обладатель коллекции просит за нее несколько миллионов рублей. В принципе, это небольшие деньги.
И если Чувашия сейчас не приобретет бесценные документальные материалы, произведения живописи, графические работы, обогащающие нашу национальную культуру, то придется наследие выкупать уже по клочкам на аукционе “Сот­бис” по баснословным ценам. 

— Ваша жизнь изменилась с появлением в ней Кокеля?

— Полностью. Я родился заново. Васильев до 2004 года и после — это совершенно разные люди. В “до” было очень много хорошего: насыщенная чудесной энергетикой, отмеченная комсомолом жизнь, которая несколько лет была тесно связана с Новочебоксарском.
Впервые я попал в ваш город в 1967 году, был комиссаром комсомольско-молодежного лагеря труда и отдыха “Сокол”. Мы строили железнодорожную колею к нынешнему “Химпрому”. Потом, в 1978-79 годах, работал в Новочебоксарском горкоме партии.
Общение с такими замечательными людьми, как Моляков, Шевницын, Филин, Юдковский, Матросов, Тюльканов, Мальчугин, Теллин, думаю, определило мой характер. Повсюду царил тогда пафос созидания: укладывали миллионный куб в плотину ГЭС, сдавали миллионный квадратный метр жилья, каждый год запускали одну школу. Грандиозное, интересное, удивительное время было.

— А в “после”?

— И в “после” я ощущаю масштабность происходящего благодаря личности Кокеля. Не одного меня интересует судьба чувашского художника. Круг сопричастных расширяется, в него вошли не только мои студенты, но и депутаты Госдумы, Совета Федерации, Верховной Рады Украины, ученые Москвы, Украины. Два-три месяца назад меня попросили прислать материал о Кокеле для многотомной энциклопедии со­временной Украины.

Имя Кокеля сегодня стало символом единения народов, взаимодействия культур. Появился Кокелевский международный пленэр, реставраторы Украины приезжали (и еще приедут) в Чувашский государственный художественный музей для восстановления полотен Кокеля. Кстати, отмечу, что безвозмездная реставрация украинских художников-реставраторов принесла бюджету Чувашии 10 миллионов рублей.

Может быть, настало время по-настоящему оценить их подвижнический труд. Я сам не раз ездил на Украину с лекциями о россий­ско-украинских культурных связях.
В настоящее время студенты-историки нашего университета проходят стажировку в Харьковском национальном университете, а у меня заявлен доклад на пленарном заседании “Российско-украинские культурные связи: дальнейшие перспективы” на международной конференции, проводимой Министерством культуры Украины.

  • Ещё новости о событии:

    Профессор ЧГУ им. И.Ульянова, руководитель Кокелевских российско- украинских (международных) культурных проектов Владимир Васильев. © Фото Валерия Бакланова - Газета Грани
    Имя великого мастера Алексея Афанасьевича Кокеля в последние годы на слуху у жителей Чувашии благодаря неустанной деятельности профессора ЧГУ им.
    07:54 22.11.2012 Газета Грани - Чебоксары
    1 ноября. 1912 год. Петербург. Ничем не примечательный хмурый осенний день.
    10:48 19.11.2012 Газета Республика - Чебоксары
    1 ноября 1912 года ученик Высшего художественного училища при Императорской академии художеств Алексей Кокель был удостоен звания художника.
    13:07 14.11.2012 Советская Чувашия - Чебоксары
     
    По теме
    Заместитель прокурора Порецкого района обратился в суд с представление об отсрочке исполнения приговора в отношении осужденного С., мотивируя свои представление тем,
    В соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред.
    «Желтый» уровень опасности - Красночетайский район В соответствии с информацией Чувашского ЦГМС: «Ночью 28 марта 2024 года в Чебоксарах и по Чувашской Республике ожидается «ЖЕЛТЫЙ» УРОВЕНЬ ОПАСНОСТИ (северный ветер порывами 15‒18 м/с)».
    Красночетайский район
    27 марта в рамках кураторских выездов Цивильскую больницу посетила главный внештатный специалист психиатр, внештатный специалист эксперт-психотерапевт, главный врач Республиканского наркологического диспансера Елена Калинина.
    Наркологический диспансер
    Спектакль “Анисса” по пьесе чувашского поэта и драматурга Александра Калгана. Фото ДК “Химик” - Газета Грани Вот уже 50 лет народный чувашский театр “Ахрӑм” сохраняет национальные традиции и живительный дух самобытной чувашской культуры.
    Газета Грани
    Университет Яковлева инициировал открытие выставки «Сказания Шри-Ланки» - ЧГПУ им. И.Я. Яковлева Сегодня, 27 марта, в Музее чувашской вышивки состоялась церемония торжественного открытия выставки «Сказания Шри-Ланки (Tales of Sri Lanka)» , организованной Чувашским государственным педагогическим университетом им.
    ЧГПУ им. И.Я. Яковлева