Перед церемонией закрытия юбилейного кинофорума журналистов по традиции пригласили на пресс-конференцию в Национальную библиотеку. Десять лет — это немного, но уже и немало. По мнению художественного руководителя Сергея Лаврентьева, единственное, куда можно двигаться в дальнейшем — делать Чебоксарский фестиваль максимально международным. В основной конкурс собирать картины со всего мира (зарубежные кинематографисты приедут сюда с гораздо большим интересом, чем в Москву или Санкт-Петербург). Другое дело, что при этом в несколько раз должен увеличиться бюджет фестиваля.
Решение проблемы тут же предложил председатель жюри основного конкурса Марк Рудинштейн, который более двадцати лет назад создавал «Кинотавр» и знает о фестивалях все. «Журналисты, трубите в трубы, пишите письма олигархам: как вам не стыдно? У вас же дети растут, им тоже куда-то надо ходить! — подчеркнул он. — Сочинский кинофорум мы начинали так же, ходили с протянутой рукой и просили: «Дай миллион!» Нужно объяснить предпринимателям, что если они один раз вложатся, затем будут пожинать плоды». Кроме того, фестиваль не должен проходить просто в кинозалах, для него надо придумывать место, с высоты опыта подметил Марк Григорьевич. Например, вынести его на берег Волги, где можно поставить зал, куда будет стекаться весь народ. По мнению другого председателя жюри конкурса регионального и этнического кино, туркменского режиссера Ходжакули Нарлиева, нужно развивать региональный кинематограф. На мировой арене всегда найдутся хорошие картины — в разных странах ежегодно снимается множество качественных кинолент. В российских же регионах происходит серьезное явление — кино здесь не было вообще, и вдруг оно массово стало появляться. Многие работы сделаны совсем молодыми людьми, у которых свой почерк, интересные находки и решения. Оба председателя жюри сошлись на том, что уровень представленных картин на фестивале выше среднего. Творческих споров избежать не удалось. К примеру, в основном конкурсе больше всего сложностей возникло с выбором лучшей исполнительницы женской роли. В конце концов, постарались вынести объективное решение по каждой номинации. |
Имена были названы в филармонии, где состоялось закрытие фестиваля. Его организаторов и участников поблагодарил Глава Чувашии Михаил Игнатьев, завсегдатай Чебоксарского кинофорума. Он отметил, что в этом году на мероприятиях фестиваля побывало более 15 тысяч зрителей. В республике делается немало для того, чтобы киноискусство стало еще доступнее. В 2016-м в городах и селах открылись шесть кинозалов, оснащенных современным оборудованием, в этом году из республиканского бюджета выделили средства еще на семь. По традиции, Михаил Игнатьев вручил специальный приз «За отражение темы гражданственности и патриотизма в киноискусстве». В этом году его обладателем стала семейная пара — актриса Мая-Гозель Аймедова и режиссер Ходжакули Нарлиев. Они получили путевку на два лица в санаторий «Чувашия».
Гран-при конкурса регионального
и этнического кино досталось картине
из Татарстана «Любовь до гроба» (реж. Салават Юзеев). Лучшим игровым фильмом основного конкурса признано «Завещание отца» (реж. Бакыт Мукул, Дастан Жапар уулу, Кыргызстан).
В списке обладателей статуэток «Анне» в конкурсе этнического и регионального кино оказались и знакомые нашим зрителям имена. К примеру, призом за лучшую операторскую работу отмечена первая игровая картина, сделанная в Хакасии — «Охотник» режиссера Юрия Курочки. «Работы этого автора демонстрировались 2—3 года назад в Чебоксарах, — подчеркнул кинокритик Сергей Анашкин, который вышел получать награду за хакасского режиссера. — Эта награда — большая веха как для самого Курочки, так и для всего игрового кино его республики».
Награду получил и первый полнометражный фильм Айнура Аскарова «Из Уфы с любовью» (чебоксарцам полюбились и его прошлые картины — «Горький мед», «Пусть ветер унесет мои слова» и другие). Жюри отметило актерскую работу Аскара Нагаева, исполнившего одну из главных ролей в киноленте. «Стыдно, что меня сейчас так трясет, — поделился со сцены накалом своих эмоций обаятельный молодой человек в модных очках. — Не судите строго — это мой первый фестиваль, моя первая награда и первая актерская работа».
На церемонии закрытия был отмечен только один представитель Чувашии. Специальный диплом жюри «За активное участие в жизни Чувашского национального кинематографа» получила Елена Рябцева (фильм «Принять удар»). Но сюрпризом стало то, что режиссером картины «Иван», которая получила сразу две награды основного конкурса (за лучшее исполнение главных мужской и женской ролей), является уроженка Чувашии Алена Давыдова. «У меня была большая мечта — представить свой фильм на родине. А получить еще и приз за свою работу — приятно вдвойне», — поделилась она. Про интересный факт своей жизни упомянул московский режиссер картины «Психи» Алексей Китайцев, когда вышел на сцену получать статуэтку «Анне» в номинации «За лучшую операторскую работу»: «Прекрасный город Чебоксары! Именно здесь в 1941 году, во время эвакуации, родился мой отец. Так что этот город вошел и в мою биографию».
ИТОГИ Х Чебоксарского международного кинофестиваля |
Мае – Гозель Аймедовой и Ходжакули Нарлиеву
фильму « Чума в ауле Каратас» (режиссёр_Адильхан Ержанов, Россия)
Роману Артемьеву , Михаилу Яровикову (фильм « Человек из будущего», режиссёр Роман Артемьев, Россия)
Сергею Лылову (фильм «Психи», режиссёр Алексей Китайцев, Россия)
Кириллу Полухину (фильм «Иван», режиссёр Алёна Давыдова, Россия)
Полине Гухман (фильм «Иван», режиссёр Алёна Давыдова, Россия)
Варваре Новогодиной (фильм «Его дочь» , режиссёр Татьяна Эверстова, Россия)
фильму «Костёр на ветру» ( режиссёр Дмитрий Давыдов, Россия)
фильму «Я умею вязать», (режиссёр Надежда Степанова, Россия)
Дмитрию Давыдову (фильм «Костёр на ветру», (Россия)
фильму « Завещание отца» (режиссёры Бакыт Мукул, Дастан Жапар уулу, Кыргызстан)
Конкурс регионального и этнического кино:
Елене Рябцевой (режиссёру фильма «Принять удар», Россия, Чувашская Республика)
Илье Портнягину, Валентину Макарову (фильм « Кэрэл», Россия, Республика Саха (Якутия)
Фарзане Утарбаевой (фильм «Дикарь», режиссёр Фарзана Утарбаева, Россия, Республика Башкортостан)
· Приз «Анне» «За лучшую операторскую работу» присужден:
Юрию Курочке (фильм «Охотник», режиссёр Юрий Курочка,_Россия, Республика Хакасия)
Аскару Нагаеву (фильм «Из Уфы c любовью!», режиссер Айнур Аскаров, Россия,
Республика Башкортостан
фильму «Любовь до гроба» (режиссёр_Салават Юзеев, Россия, Республика Татарстан )
Поздравляем победителей!