Чебоксары уже называли самым благоустроенным городом России. Статус высокий, но привыкать к нему нельзя, его нужно подтверждать и поддерживать, начал свою речь от имени Совета старейшин заслуженный строитель РСФСР и почетный гражданин Чебоксар Евгений Тертышный. Сегодня очень быстро меняются нормы, стандарты, появляются новые программы строительства, благоустройства, правительство выделяет на них деньги. Но чтобы получить средства, нужно следить за новинками, правильно их применять.
К примеру, при выделении федеральных средств в приоритете оказываются агломерации. Это территории, где дорога от дома до работы составляет полтора часа на общественном транспорте. Между тем от Чебоксар до Новочебоксарска не более получаса, до Канаша — час двадцать. Почему бы нам не получить статус агломерации, а вместе с ним и соответствующее финансирование от центра?
Другой момент. Учитывая рельеф Чебоксар, Волгу и многочисленные малые реки, город можно превратить в изюминку. Старейшины предложили чаще проводить конкурсы на разработку концепций, семинары, мастер-классы и привлекать к ним молодых специалистов, в том числе из других городов. Они привнесут свои идеи, помогут посмотреть на Чебоксары свежим взглядом.
Столица республики активно прирастает новыми микрорайонами, но застройщики всё больше ориентированы на жилые дома. А ведь проектирование должно вестись многофункциональными кварталами, подчеркнул Евгений Тертышный, по принципу «город в городе» — когда рядом школа, детский сад, магазины, сквер, работа и другие важные для комфорта объекты. Плюс развитая улично-дорожная сеть. Тогда микрорайоны не превратятся в спальные, а на дорогах в час пик будет меньше пробок.
Говорили старейшины и о реновации старых чебоксарских кварталов, которая неминуемо придет в наш город, о дорогах и транспорте. В 2017 году Чебоксары успешно вписались сразу в несколько федеральных проектов («Комфортная городская среда», «Безопасные и качественные дороги» и др.) и получили то, чем можно гордиться. Но остались и проблемы. «Чтобы город поехал, надо, чтобы город пошел», — сказал Евгений Тертышный. И пояснил: чтобы выманить из машин автолюбителей, нужно создать удобства пешеходам, велосипедистам. Хороших дорог у нас построили много, а вот с тротуарами получилось не везде. Важно и отношение горожан к своему городу: за границей хозяева магазинов и офисов швабрами моют ближайшие тротуары, а у нас зимой предприниматели не желают чистить участок даже перед своими окнами.
Депутаты и представители горадминистрации поддержали немало обозначенных старейшинами моментов. Заместитель главы администрации Чебоксар по вопросам ЖКХ Владимир Филиппов рассказал, что с прошлого года еженедельно вместе со специалистами районов и депутатами обходит те или иные территории города, отмечает недостатки и заставляет их исправлять. Горожане могут подсказать, куда прийти с проверкой в следующий раз. Новым импульсом к развитию рекреационной зоны города станет газификация Заволжья.
О создании Чебоксарской агломерации думали уже не раз, но не все так просто, сказал главный архитектор Чебоксар Вениамин Мамуткин. Столица республики и сейчас понемногу расширяет границы. Территории за пределами городского округа вызывают большой интерес у предпринимателей, они скупают земли, но желают строить лишь самое доходное. Чтобы вокруг Чебоксар не рос «лес» из одних жилых высоток, правила землепользования и застройки планируется дополнить картой высотного зонирования. Продумывается и генеральный план Чебоксарской агломерации, которая как минимум включила бы в себя столицу республики, Новочебоксарск и Чебоксарский район. Если, как предлагает Совет старейшин, замахнуться и на Канаш, то нужно найти общий язык с Минстроем Чувашии (координатором в таком масштабе является данное ведомство). Вениамин Мамуткин рассказал о совместной с Минстроем идее: организовать к Дню республики семинар-конференцию и пригласить на нее специалистов со всей России — архитекторов, строителей, проектировщиков. Возможно, что-то из их предложений городу пригодится.
В этом году постараются спроектировать большой линейный объект вдоль Волги — от «Нового города» и практически до речного порта. Здесь уже разрастаются несколько микрорайонов («Соляное», «Гремячево», «Олимп», «Алые паруса»). Теперь нужно благоустроить прибрежную зону и пустить рядом новую трассу. Главный архитектор города рассказал и о ходе проектирования третьего транспортного полукольца, которое соединит сразу три района (новоюжный, юго-западный и северо-западный) и позволит разгрузить центр города.
На круглом столе была затронута тема оврагов: надо бы заняться их обустройством. Может, и наши малые реки начнут прихорашиваться. Комплексной программы по использованию так называемых неудобных территорий пока нет. Но может появиться пример, который сдвинет проблему с мертвой точки. Выигравший конкурс «Отделфинстрой» собирается облагородить речку Сугутку между микрорайонами «Садовый» и «Байконур». Если то, что задумано, воплотится в жизнь, получится очень привлекательное местечко.