АГРОМАШ. Чтобы жить настоящим и строить будущее, надо ценить прошлое

АГРОМАШ. Чтобы жить настоящим и строить будущее, надо ценить прошлое
АГРОМАШ. Чтобы жить настоящим и строить будущее, надо ценить прошлое
АГРОМАШ. Чтобы жить настоящим и строить будущее, надо ценить прошлое
АГРОМАШ. Чтобы жить настоящим и строить будущее, надо ценить прошлое
Нажмите, чтобы увеличить изображение
Нажмите, чтобы увеличить изображение
Нажмите, чтобы увеличить изображение
Нажмите, чтобы увеличить изображение
Фото: www.tppchr.ru
  Увеличить
 
  Увеличить
 
  Увеличить
 
  Увеличить
 

- Если хотите ближе познакомиться с линейкой техники АГРОМАШ, лучше побывать именно у нас, - утверждает директор единственного в мире Музея истории трактора в Чебоксарах Альберт СЕРГЕЕВ. – Наши стационарные экспозиции с демонстрацией макетов рассказывают не просто о современной технике АГРОМАШ и многих других марках тракторов, но и их предшественниках, на базе которых создана новая техника. Ведь настоящего и будущего без прошлого не бывает.

- Возьмем, например, колесные тракторы АГРОМАШ 30/50/60/85ТК, - поясняет Альберт Николаевич. – Эти уже заслужившие известность в сельском хозяйстве, коммунальной сфере и других отраслях колесные машины сейчас сходят с конвейера Саранского завода «САРЭКС». – Все они – практически новые модели, но сконструированы на основе техники, производившейся на тракторных заводах во Владимире и Липецке. Потому вряд ли будет большой ошибкой считать, что, допустим, нынешний АГРОМАШ 30ТК – это глубоко модернизированная модель известнейших тракторов «Владимирец». Мы горды тем, в залах нашего музея имеются прародители АГРОМАШ 30ТК: тракторы Т-16, ДТ-20, Т-25, Т-28 и другие, большинство которых, кстати, на ходу. Именно они, а также липецкий Т-40 и другие модели советской техники стали прообразами при создании современных «колесников» АГРОМАШ. Или взять гусеничный АГРОМАШ 90ТГ. Его предшественники – легендарные ДТ-75, ДТ-54 и другие также представлены в нашей экспозиции.

- Альберт Николаевич, Музей истории трактора – уникальный, единственный в своем роде не только в России. Кому принадлежит идея создания музея?

- Открылся музей в октябре 2011 года. Идея его создания принадлежит главе Концерна «Тракторные заводы» Михаилу Болотину. Проект поддержали Союз машиностроителей России, Фонд российской культуры и корпорация «Ростех».

Экспозиция размещена на площади свыше 1,5 тыс. кв. м. Она состоит из разделов: «От сохи до самодвижущих устройств», «История трактора от паровых машин до мощных дизелей», «Развитие отечественного и зарубежного тракторостроения», «Производители промышленных, лесных и сельскохозяйственных тракторов», «Трактор будущего».

- Что вызывает особый интерес у посетителей музея?

- В первую очередь, раритетные сельскохозяйственные и промышленные тракторы. В их числе: «Fordson», Т-330, «Владимирец», ДТ-54, «McCormick-Deering 10-20», «International Farmall W12», «John Deere D» и многие другие машины отечественного и зарубежного производства – свыше 50 единиц.

Кроме того, в залах музея демонстрируется более 600 коллекционных моделей тракторов в масштабе 1:42 со всего мира. Часть из них – отечественные тракторы, в том числе марок ЧЕТРА и АГРОМАШ, которые производят входящие в Концерн «Тракторные заводы» предприятия. Коллекционные модели изготовлены в сотрудничестве с фирмой «Hachette Collections», которая проводила работы по 3D-сканированию. При партнерстве французских исследователей истории тракторостроения копии техники из нашего музея теперь можно увидеть в разных странах мира.

- Что еще в фондах музея?

- У нас более 5 тыс. экспонатов: макеты и системы техники; книги и артефакты, связанные с историей машиностроения; 3D-презентации, слайды и фотодокументы, фильмотека, коллекция картин в жанре соцреализма, плакаты времен первых пятилеток, разнообразные станки, использовавшиеся на тракторных заводах. Много материалов о конструкторах и машиностроителях, тракторных заводах. Интересуемся мы даже «тракторным» фольклором - частушками и анекдотами…

Музей истории трактора фактически является научно-образовательным и просветительским, культурным центром.

- Сотрудники музея активно собирают материалы о памятниках и постаментах, посвященных тракторам. Расскажите об этом подробнее.

- В разных странах мира, тем более в России и бывших республиках Советского Союза, где действовали машинно-тракторные станции, сохранилось немало раритетных образцов техники. Эти тракторы («Универсал», «СХТЗ-НАТИ», С-65, ДТ-54 и многие другие) устанавливались на специальные постаменты как символы трудового подвига. Состояние многих из них вызывает беспокойство как с точки зрения сохранности. Да еще иногда оказывается, что на постаменте установлен один трактор, а на памятной табличке содержится информация о совершенно другой модели. Или указатель вовсе отсутствует.

Наш музей при поддержке Концерна «Тракторные заводы», Союза машиностроителей России и ФГУП «Политехнический музей» дал старт проекту «Сохраним и приумножим тракторную историю» по сбору информации о тракторах, стоящих на постаментах. Музейные работники по крупицам собирают информацию, которая затем пригодится при организации работ по атрибуции и реставрации памятников.

На данный момент акция вошла в стадию взаимодействия со всеми регионами России. На предложение принять участие в переписи уже откликнулись 35 регионов. Информация о тракторах-памятниках поступила из Башкортостана, Ямало-Ненецкого АО, Марий Эл, Карелии, Кабардино-Балкарии, Удмуртии, Забайкальского, Краснодарского и Ставропольского краев, Брянской, Владимирской, Вологодской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Курской, Курганской, Магаданской, Московской, Новгородской, Новосибирской, Орловской, Омской, Пермской, Ростовской, Самарской, Смоленской, Свердловской, Томской, Тульской, Тюменской, Челябинской областей и других регионов. После переработки информации начнется составление интерактивной карты расположения памятников с краткой историей их создания, состояния и перспектив реставрации.

- Вероятно, к акции по составлению фототеки тракторов-памятников подключаются и посетители музея.

- Конечно! Некоторые подсказывают адреса памятников, другие даже снимки присылают.

По самым скромным подсчетам, с момента открытия музея с его экспозицией ознакомились свыше 200 тыс. человек. Среди посетителей немало иностранных туристов, прибывающих теплоходами по Волге в столицу Чувашии.

- Вы особо гордитесь тем, что многие экспонаты – действующие. А какой трактор из «ходовых» - самый возрастной?

- Из старейших, раритетных в рабочем состоянии – СТЗ 15/30, произведенный в 1932 году на Сталинградском тракторном заводе. Замечу, что Волгоградский завод впоследствии выпускал ДТ-54, ДТ-75 (и такие модели имеются в нашей экспозиции), а также АГРОМАШ 90ТГ.

Также гордимся машиной ХТЗ-7, воссозданной буквально по винтику. Ее мы приобрели у фермера в Тульской области. Долго искали по всей России детали для нее. Кое-что изготовили на чебоксарских заводах агрегатном и промтракторов. И сегодня эта машина на ходу.

- Альберт Николаевич, во время массовых праздников в Чувашии и соседних регионах музей участвует в трактор-шоу и демонстрирует на ходу ретро-технику. Что именно показываете?

- Впервые эта идея была реализована в 2012 году в ходе «Дня поля Чувашии». Участники аграрного форума встретили на «ура!» тест-драйв трактора СТЗ 15/30 и другой старинной техники.

Дальше – больше: начали практиковать на различных агромероприятиях показ вместе, на одном поле, старых и новых тракторов, например, того же ДТ-75 и АГРОМАШ 90ТГ, Т-20 и АГРОМАШ 30ТК. В последние годы в паре с музейными раритетными машинами выступают инновационные тракторы АГРОМАШ – Руслан и АГРОМАШ ТГ150, которые представляет компания «Агромашхолдинг». Словами впечатляющее зрелище не описать – это надо видеть…

Кстати, «Агромашхолдинг» - один из основных партнеров музея. Он помог нам приобрести в Казахстане ДТ-75. Также содействовал пополнению кинолектория музея различными роликами, рассказывающими о технике АГРОМАШ, в том числе о флагманах: гусеничном АГРОМАШ-Руслане и колесном АГРОМАШ 85ТК, а также газомоторных тракторах серии АГРОМАШ МЕТАН. В экспозиции «Развитие отечественного и зарубежного тракторостроения» посетители знакомятся с моделями тракторов АГРОМАШ. Желающим доступны все номера, начиная с первого, журнала «Агромаш».

И я хотел бы выразить огромную признательность компании «Агромашхолдинг», ее исполнительному директору Мураду КАРАДЖАЕВУ за деятельную помощь музею в расширении экспозиции, восстановлении ретромашин, организации показов современной и старинной тракторной техники на массовых мероприятиях в городах и селах.

-Без посетителей, энтузиастов-помощников успешная деятельность музея невозможна. С какими пожеланиями обратились бы Вы, Альберт Николаевич, к читателям этого интервью?

- Действительно, участие энтузиастов в развитии музея неоценимо. Например, один из наших друзей из Латвии оказывает нам помощь уникальной технической литературой 30-40-х годов ХХ века по советским тракторам. Другие присылают детали для раритетных машин. А один постоянно привозит нам различные раритеты – навесные орудия для тракторов первых пятилеток.

Сила, мощь, будущее любой державы во многом базируется на плечах тех, кто кует железо и, используя тракторы, растит хлеб, извлекает руду, строит и расчищает дороги, убирает улицы. И популяризация профессии машиностроителя - главная задача музея.

Поэтому чрезвычайно важно не предавать забвению историю отечественного тракторостроения, проявлять любопытство к технике не только в разрезе новых приложений для смартфонов. Живой интерес к раритетным и современным моделям тракторов, миру высокой инженерии – это крайне занимательная область. Так что обязательно побывайте хоть раз в Музее истории трактора в Чебоксарах. И вы нисколько не пожалеете. Даже захотите вернуться сюда еще раз уже с родными и друзьями.


Вел беседу Африкан СОЛОВЬЕВ.

Пресс-служба «Агромашхолдинга».


Для справки:

Концерн «Тракторные заводы» – один из крупнейших российских интеграторов научно-технических, производственно-технологических и финансовых ресурсов в машиностроении как в России, так и за рубежом. В управлении машиностроительного холдинга находится более 20-ти крупнейших предприятий, расположенных в 10 субъектах Российской Федерации, а также за рубежом.

Производственная деятельность представлена пятью направлениями: промышленное машиностроение, железнодорожное машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение специального назначения, запасные части и ОЕМ-компоненты.

Предприятия холдинга занимают лидирующие позиции в сегментах рынка, где представлена их продукция: горнодобывающая отрасль, дорожное и инфраструктурное строительство, нефтегазовый сектор, транспортная и оборонная отрасли, сельское хозяйство. Техника, произведенная на предприятиях машиностроительно-индустриальной группы, эксплуатируется более чем в 40 странах мира.

Общество с ограниченной ответственностью «Агромашхолдинг» (ООО «АМХ») – специализированная торгово-сервисная компания машиностроительно-индустриальной группы «Концерн «Тракторные заводы», занимающаяся поставкой техники сельскохозяйственного назначения марки АГРОМАШ. «Агромашхолдинг» является одной из ведущих компаний России по техническому и технологическому перевооружению АПК современной техникой, а также прогрессивными машинно-тракторными агрегатами, образованными на базе энергосредств и оборудования, в том числе, в рамках совместных проектов с ведущими мировыми компаниями. Компания реализует технику производства: ООО “Волжский комбайновый завод”, ООО “Онежский тракторный завод”, ОАО “САРЭКС”, ОАО “Промтрактор”, ЗАО “Промтрактор-Вагон”, ОАО «Тракторная компания «ВгТЗ».

«АГРОМАШ» – это российский национальный бренд машиностроительной продукции сельскохозяйственного назначения, выпускаемой предприятиями, находящихся под управлением Концерна «Тракторные заводы». Наукоемкость конструкций всего модельного ряда техники марки «АГРОМАШ» обеспечивает бесперебойную работу техники в самых сложных условиях, независимо от климатического пояса и рельефа местности. Использование современных энерго- и ресурсосберегающих технологий в производстве, повышенная комфортабельность и возможность агрегатирования с широким спектром навесного оборудования, постоянное обновление и модификация модельного ряда с учетом реальных потребностей селян – вот далеко не полный перечень преимуществ, заслуживших признание техники «АГРОМАШ».

 
По теме
Российская ассоциация производителей специализированной техники и оборудования «Росспецмаш» учредила ежегодную Национальную премию имени Александра Александровича Ежевского для учащихся высших учебных заведений.
В детских садах города Чебоксары стартовала акция «Цветок ветерану». По поручению Главы города Дениса Спирина особое внимание в Чебоксарах уделяется патриотическому воспитанию детей и молодежи.
«Желтый» уровень опасности - Красночетайский район В соответствии с информацией Чувашского ЦГМС: «Ночью 28 марта 2024 года в Чебоксарах и по Чувашской Республике ожидается «ЖЕЛТЫЙ» УРОВЕНЬ ОПАСНОСТИ (северный ветер порывами 15‒18 м/с)».
Красночетайский район
27 марта в рамках кураторских выездов Цивильскую больницу посетила главный внештатный специалист психиатр, внештатный специалист эксперт-психотерапевт, главный врач Республиканского наркологического диспансера Елена Калинина.
Наркологический диспансер
Университет Яковлева инициировал открытие выставки «Сказания Шри-Ланки» - ЧГПУ им. И.Я. Яковлева Сегодня, 27 марта, в Музее чувашской вышивки состоялась церемония торжественного открытия выставки «Сказания Шри-Ланки (Tales of Sri Lanka)» , организованной Чувашским государственным педагогическим университетом им.
ЧГПУ им. И.Я. Яковлева
Спектакль “Анисса” по пьесе чувашского поэта и драматурга Александра Калгана. Фото ДК “Химик” - Газета Грани Вот уже 50 лет народный чувашский театр “Ахрӑм” сохраняет национальные традиции и живительный дух самобытной чувашской культуры.
Газета Грани